По словам В. О. Ключевского, свидетельство Котошихина является одним из косвенных доказательств того, что царь Федор был утвержден на престоле земским собором (151). О соборе 1584 г. говорят и другие ученые (152). Но есть и такие, кто проявляет в этом вопросе скепсис. Так, И. А. Стратонов пишет: «При вступлении Феодора Ивановича на престол имело место какое-то событие, настоящий смысл которого теперь нам, несмотря на массу сведений, трудно отгадать. Однако некоторые историки событие это не осмеливались считать земским собором. Но если даже в 1584 г. и был собор, то благодаря отсутствию у нас подлинного акта этого собора трудно составить себе понятие о его составе и цели созвания» (153).
До нас не дошли подлинные акты многих, вернее, большинства земских соборов. Приходится восстанавливать их деятельность по другим источникам. Русских источников по истории собора 1584 г. мало. В «Новом летописце» читаем: «...по преставлении царя Ивана Василиевича приидоша к Москве изо всех городов Московского государства и молили со слезами царевича Федора Ивановича, чтобы не мешкал, сел на Московское государство и венчался царским венцом» (154).
Смысл этого текста весьма загадочен. Он смущал многих исследователей. «Или положение дел было так смутно и опасно,— писал С. М. Соловьев,— или действительно рождался вопрос, кому быть царем — возрастному, но неспособному Федору или младенцу Димитрию — и было так много людей на стороне последнего, что Дума сочла за нужное вызвать именитых людей из городов?» (155)
В. О. Ключевский замечает: «Конечно, молить сына покойного царя о вступлении на престол отца его не значит избирать на царство, и посылка депутаций с такой мольбой не дает еще основания предполагать созыв земских уполномоченных в государственное представительное собрание. Но надобно отличать известие о факте от самого факта» (156).
Несколько иначе, чем в «Новом летописце», звучит сообщение о воцарении Федора Ивановича в Псковской III летописи: «В лето 7093-го. Поставлен бысть на царьство царем, на вознесениев день, Феодор Ивановичь митрополитом Дионисием и всеми людьми Руския земля» (157). Последние слова воспринимаются как формула поставления государя земским собором.
Подробные сведения о событиях, последовавших за смертью Грозного (158), сообщает английский агент Горсей. «В ту же самую ночь... бояре, назначенные стоять во главе правления, по воле покойного царя, и его душеприказчики возвели на престол Феодора Ивановича». Новому царю была принесена присяга. В «городе Москве после пятидесятичетырехлетнего царствования произошли шумные несогласия между дворянством и чернью; но спокойствие было скоро водворено»: 4 мая (24 апреля старого стиля) 1584 г., по рассказу Горсея, «был собран парламент из митрополитов, архиепископов, епископов, настоятелей монастырей, высших духовных лиц и всего дворянского сословия без разбора» (159).
В грамоте шведского наместника Делагарди в Новгород от 26 мая 1584 г. говорится об «избрании» Федора «в великие князи» (160). Шведский хронист Петрей сообщает, что Федора избрали на царство «высшие и низшие сословия» (hohes und niedriges Stande) (161).
Приведенные выше данные, как будто, дают основание говорить, что в 1584 г. состоялся земский собор. По вопросу о новом царе в господствующих кругах имелись разногласия, ибо у Грозного, кроме Федора, был еще один сын, малолетний Дмитрий.
Сноски
150 Котошихин Г. О России в царствование Алексея Михайловича, изд. 3. СПб., 1884, с. 141.
151 Ключевский В. О. Указ. соч., с. 52.
152 Латкин В. Н. Указ. соч., с. 85—88; Тихомиров М. Н. Указ. соч., с. 62—64; Скрынников Р. Г. Политическая борьба в начале правления Бориса Годунова.— «История СССР», 1975, № 2, с. 50—51.
153 Стратонов И. А. Заметки по истории земских соборов Московской Руси. Казань, 1912, с. 63—64; Павленко Н. И. Указ. соч., с. 101.
154 ПСРЛ, т. 14, ч. 1. СПб., 1910, с. 35.
155 Соловьев С. М. История России с древнейших времен, кн. IV (т. 7—8). М., 1960, с. 194,
156 Ключевский В. О. Указ. соч., с. 52; Павленко Н. И. Указ. соч., с. 101.
157 Псковские летописи, вып. И. Под ред. А. Н. Насонова. М., 1955, с. 263. (Дата неверна. Должно быть: 7092 г.) Коронация Федора происходила 31 мая, а вознесеньев день в 1584 г. пришелся на 28 мая {Яковлева О. А. К истории московских волнений 1584 г.— «Записки Научно-исследовательского института при Совете министров Мордовской АССР». Саранск, 1947, т. 9. История и археология, с. 205). В Московском летописце XVII в. подчеркнута роль митрополита Дионисия: «Нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на собор» (Вуганов В. И. и Корецкий В. И. Указ. соч., с. 151; ПСРЛ, т. 34, с. 230).
158 Источники указывают дату смерти Грозного противоречиво: 18 или 19 марта (Яковлева О. А. Указ. соч., с. 204). На надгробной плите — дата 18 марта.
159 Горсей Д. Записки о Московии XVI в. СПб., 1909, с. 109—110
160 383 РИО, т. 129. СПб, 1910 С. 361. Та же формула на с. 366, 374, 381.
161 Сказания иностранных писателей о России, изданные Археографическою комиссиею, т. I. СПб.; 1851, с. 148; Тихомиров М. Н. Указ. соч., с. 62—63.
Земские и церковно-земские соборы 70-х годов XVI в. // Черепнин Л. В. Земские соборы Русского государства в XVI–XVII вв. - М.: 1967. С. 125-132.