Преобразования деятельности Медицинской коллегии в конце XVIII века - Разработка реформы управления медицинским делом в губерниях

портрет А.И. ВасильеваПоложение в Медицинской коллегии резко изменилось, когда в 1793 г. во главе нее стал барон Алексей Иванович Васильев (1742-1806). До этого с 1770 г. он являлся обер-секретарем Сената, позднее — государственным казначеем, министром финансов.

Содержание материала

Разработка реформы управления медицинским делом в губерниях

Важнейшей заслугой Медицинской коллегии явилась разработка реформы управления медицинским делом в губерниях. В конце 1796 г. «Положение о врачебных управах в губерниях и инструкциидля их чинов», подготовленное С.С. Андреевским, было рассмотрено в Медицинской коллегии, а 19 января 1797 г. утверждено императором Павлом I.

Смысл реформы состоял в создании унифицированной структуры управления врачебным делом в губерниях и уездах для обеспечения населения бесплатной медицинской помощью, организации санитарного надзора и борьбы с эпидемиями.

Согласно закону 1797 г., во всех губернских городах были учреждены врачебные управы в составе инспектора или штадт-физика, оператора (хирурга) и акушера. В Петербурге врачебную управу заменяла Медицинская коллегия, а в Москве — ее контора. В уездах вводились должности уездного доктора.

Закон подчинил врачебным управам гражданские и военные медицинские учреждения, что позволяло в экстренных ситуациях привлекать не только гражданских, но и военных врачей [5, с. 138—141].

Функции губернских врачебных управ по закону 19 января 1797 г. состояли в надзоре за медицинскими учреждениями губернии, аптеками, организации медицинской помощи населению, мероприятий по гигиене, санитарии и ветеринарии, проведении судебно-медицинской экспертизы, а также в приеме на работу, увольнении и контроле деятельности медицинского персонала, в том числе вольнопрактикующих врачей [7]. В круг обязанностей врачебных управ входили составление медико-топографических описаний, наблюдение за доброкачественностью съестных припасов и «за чистотою вообще», организация борьбы с эпидемиями. Инспектор, состоящий при врачебной управе, ежегодно инспектировал госпитали и лазареты и отчитывался перед Медицинской коллегией.

В губерниях вводились должности повивальных бабок, обязанности которых также были оговорены в уставе. К сожалению, самих повивальных бабок было слишком мало, так как их готовили только при воспитательных домах в Петербурге и Москве.

Служебно-правовое положение врачебных управ определялось их непосредственным подчинением Медицинской коллегии. Не спросив ее разрешения, управы не могли самостоятельно ни уволить, ни назначить врачей и аптекарей. Управы обязаны были уведомлять Медицинскую коллегию о появлении и ходе эпидемий и представлять отчеты по их окончании.

Управы обязаны были информировать губернские власти о нарушениях санитарных правил и предлагать способ, «посредством которого предусматриваемое зло отвратить можно». Если губернские власти оставляли рекомендации без внимания, управа должна была сообщать об этом Медицинской коллегии. О непорядках в госпиталях, нуждах раненых или нездоровом расположении военных лагерей врачам полагалось сообщать военному начальству «с приличной вежливостью».

Эту реформу, проведенную Медицинской коллегией, с полным правом можно считать исторической в российской медицине. «Учреждение врачебных управ, по мысли, с которою оно задумано, есть прекраснейший памятник деятельности Медицинской коллегии в последний период ее существования, — писал известный историк медицины XIX в. Я.А. Чистович. — Оно имело целью, во-первых, снабдить губернии знающими и опытными врачами, специально образованными каждый по своей части, которые могли бы, в случаях надобности, немедленно подавать больным надлежащую помощь и пособие; во-вторых, снабдить губернии специально образованным коллегиальным собранием, которое бы заботилось об охранении народного здоровья и для того издавало бы надлежащие правила и постановления, соответственные местным условиям каждой губернии, проводя здравые гигиенические понятия в провинциальную жизнь; и, в-третьих, помочь центральной власти (Медицинской коллегии) в устройстве провинциальных врачебных заведений и облегчить надзор за ними, т. е. поддержать их существование соответственно местным надобностям и возможностям» 138, с. 48-49].

Возросшая активность Медицинской коллегии требовала реформирования ее самой, и С.С. Андреевский подготовил проект закона «О переустройстве медицинского дела в России», который был утвержден в феврале 1799 г. Медицинская коллегия должна была заниматься вопросами развития медицинской науки, издательской деятельностью, руководством медицинскими учреждениями, экзаменами медицинских чинов, медицинским обеспечением армии и флота, больницами и аптеками, кадровыми вопросами, а также вопросами планирования, финансирования и строительства медицинских учреждений.

Члены коллегии не имели права занимать другие должности и должны были получать жалованье только в коллегии. Заседания планировалось проводить 4 раза в неделю. Для издания медицинских трудов создавалась собственная типография, выделялись средства на выписку книг, инструментов, растений для ботанических садов.

Медицинской коллегии должны были подчиняться петербургская и московская медико-хирургические академии, 4 госпиталя, 12 аптек, 4 медико-инструментальных завода, 4 ботанических сада, типография, Училище для детей врачей [11, с. 4-7].