Корабельный состав военно-морского флота к началу Крымской войны

В состав военно-морских сил России к началу Крымской войны входили Балтийский и Черноморский флоты. Архангельская (Беломорская), Каспийская и Камчатская флотилии. В 1853 г. на флоте числилось 90 985 человек, однако его боевую силу составляли только 50 тыс. человек, остальные находились в составе рабочих команд, учебных экипажей и т. д. (23, с. 331–334).

Содержание материала

Корабельный состав военно-морского флота к началу Крымской войны отражен в табл. 1.

Таблица 1

Корабельный состав военно-морского флота к началу Крымской войны (23, с. 335)

Флоты и флотилии

Число исправных судов

Линейные корабли

Фрегаты

Корветы и бриги

Парохдо-фрегаты

Пароходы малые

Транспорты

Мелкие

суда

Балтийский

Черноморский Архангельская Каспийская

Камчатская

26

4

9

6

8

16

9

6

12

24

2

8

1

10

32

2

2

143

82

8

20

5

Русский флот перед Крымской войной состоял из парусных кораблей. К началу Крымской войны в России было только 15 пароходофрегатов. Винтовых кораблей не было вовсе.

Пароходофрегаты периода Крымской войны имели водоизмещение от 1300 до 1900 т, паровые машины мощностью 260–400 л.с., скорость хода 3,5–11 узлов. Число орудий не превышало 12, в том числе 2 бомбические пушки [1]. Экипаж пароходофрегата насчитывал до 250 человек.

Малые пароходы, входившие в состав флота этого периода как вспомогательные суда, имели водоизмещение 400–600 т, машины мощностью 60–180 л. с., скорость хода до девяти узлов, экипаж от 70 до 100 человек. Часть малых пароходов имела от двух до семи орудий, некоторые пароходы перед войной не имели артиллерийского вооружения (23, с. 335).

Организационно корабли флотов объединялись в дивизии, каждая из которых состояла из трех бригад. На Балтийском флоте было три дивизии, на Черноморском — две. В бригаду входили три линейных корабля, различное число фрегатов и других мелких судов.

Комплектование флота матросами осуществлялось при помощи рекрутских наборов на общих основаниях с сухопутной армией. Пополнение флота унтер-офицерами производилось из нижних чинов учебных морских экипажей, а также производством из хорошо зарекомендовавших себя матросов. Подготовка офицеров для фронта производилась в Морском кадетском корпусе.


Линейный корабль

Линейный корабль

Линейный корабль — в парусном флоте корабль с двумя и тремя палубами, на которых по бортам в линию устанавливались пушки. Линейный корабль вел бой, находясь в линии (в кильватерной колонне), отсюда и получил свое название (56, с. 135).


Фрегат

Фрегат

Фрегат — трехмачтовый парусный военный корабль с полным корабельным вооружением. Отличался от линейных кораблей количеством пушек (не более шестидесяти четырех), расположенных на одной закрытой и на верхних палубах. Фрегат превосходил все парусные военные суда скоростью хода и другими мореходными качествами (56, с. 138).


Корвет

Корвет

Корвет — трехмачтовое военное судно с открытой батареей. Cамое маленькое из трехмачтовых военных парусных судов; пушки корветов располагались только на верхней открытой палубе (56, с. 135).


Бриг

Бриг

Бриг — двухмачтовое судно с прямыми парусами. Предназначалось для крейсерской и посыльной службы (56, с. 132).


Пароходофрегат

Пароходофрегат

Пароходофрегат — при возникновении парового флота паровые машины устанавливались на суда прежних типов, сохранивших свое парусное вооружение. Так, фрегаты с паровыми машинами называли паровыми фрегатами или пароходофрегатами. Первые пароходофрегаты были колесными (56, с.136), вооруженные несколькими (6–18) пушками, обычно крупного калибра (69, с. 35).

См.: Военно-морской флот России середины XIX - начала XX века`

istoriirossii.ru