Военные действия Черноморского флота перед Крымской войной

Черноморский флот, на который выпала главная тяжесть вооруженной борьбы на море, тщательно готовился к ведению боевых действий. По инициативе В. А. Корнилова штаб флота заблаговременно разработал «Программу крейсерства между Босфором и Крымом». [2]

Черноморский флот

Черноморский флот, на который выпала главная тяжесть вооруженной борьбы на море, тщательно готовился к ведению боевых действий. По инициативе В. А. Корнилова штаб флота заблаговременно разработал «Программу крейсерства между Босфором и Крымом». [2]

Крейсерство между Босфором и Крымом

Устанавливая крейсерство на Черном море в угрожаемое время, вице-адмирал В. А. Корнилов преследовал цель предотвратить внезапное нападение неприятельского флота на русские корабли и скрытную переброску турецких войск на побережье Кавказа.

Исходя из географических особенностей театра и с учетом главных маршрутов судоходства противника и возможных путей движения боевых кораблей, были установлены три района постоянного крейсерства.

Основным районом являлась акватория на подходах к Босфору. Постоянное пребывание здесь кораблей обеспечивало своевременное обнаружение неприятельского флота при выходе его в Черное море и перехват турецких кораблей при движении их в направлении Одессы, Севастополя и побережья Кавказа. Второй район простирался вдоль Кавказского побережья — от Анапы и до турецкой границы. Третий район представлял собой треугольник, вершиной которого служил Севастополь, а основанием — прибрежные коммуникации противника между портами Синоп и Амасра.

Для обеспечения непрерывности пребывания кораблей у побережья противника они были разделены на две тактические эскадры. Первой эскадрой командовал вице-адмирал П. С. Нахимов, второй — вице-адмирал Ф. А. Юрьев. Состав эскадр и их отрядов довольно часто менялся.

В мае 1853 г., когда Черноморский флот приступил к выполнению намеченного плана крейсерства, в первую эскадру входило шесть линейных кораблей и фрегат, во вторую — шесть линейных кораблей, два фрегата и корвет. Остальные корабли были сведены в несколько самостоятельных отрядов. Пароходофрегаты составили отдельный отряд; вначале в него входили «Крым», «Одесса» и «Херсонес», позже отряд был усилен пароходофрегатами «Громоносец» и «Владимир».

Первый артиллерийский бой паровых кораблей

Боевое крейсерство Черноморского флота в районе Босфора началось в мае 1853 г. 5 (17) ноября недалеко от выхода из Босфора «Владимир» обнаружил вооруженный турецкий пароход «Перваз-Бахри» и вступил с ним в бой.

Этот бой вошел в историю военно-морского искусства как первый артиллерийский бой паровых кораблей. «Владимир» был вооружен семью орудиями, установленными на поворотных платформах, турецкий пароход — десятью орудиями, но меньшего калибра.

Бой начался в 10 часов на дистанции около 10 кб [3]. Командир «Владимира» капитан-лейтенант Г. И. Бутаков, заметив, что на корме турецкого парохода нет орудий, атаковал его с кормы. Маневрируя на выгодной для себя дистанции и ведя огонь из носовых орудий, пароходофрегат нанес серьезные повреждения кормовой части корпуса турецкого корабля; затем вышел на правый борт противника, лег на параллельный курс и сосредоточил огонь по гребному колесу.

В 11 часов «Перваз-Бахри» резко отвернул и направился на юг к анатолийскому побережью. «Владимир», продолжая вести интенсивный огонь по правому борту и надстройкам противника, начал преследовать турецкий пароход. «Перваз-Бахри» получил еще несколько повреждений и уменьшил ход. Бутаков пошел на сближение с ним и, подойдя на дистанцию в 1 кб, атаковал его артиллерией всего борта. Противник не выдержал огня и сдался.

Напряженный артиллерийский бой, длившийся три часа, закончился победой русского пароходофрегата. Первый в истории бой паровых кораблей показал высокую артиллерийскую подготовку, мужество и настойчивость русских моряков при атаке противника, а также незаурядные способности Бутакова как командира. Г. И. Бутаков с большим искусством выбрал позицию для артиллерийской атаки в зависимости от обстановки и, благодаря умелому маневрированию, основанному на глубоком знании принципов управления паровым кораблем, инициативу в течение всего боя держал в своих руках.

См.: Военно-морской флот России середины XIX - начала XX века.