Развитие броненосного флота в России

Канонерская лодка «Опыт»В 1858 году великий князь Константин Николаевич обратился в Государственный совет с ходатайством о выделении средств на постройку первых броненосцев. Иначе, предостерегал он, русский флот не сможет противостоять броненосцам и обратится в «совершенное ничтожество» (32, с. 125).

Однако средств на постройку «окованных фрегатов» в казне не нашлось. Выделили их только в 1861 году. А годом ранее морское ведомство приступило к составлению судостроительной программы, рассчитанной на создание в России качественно нового броненосного флота. Программа исходила из концепции, что России с ее ограниченными экономическими и финансовыми возможностями необходима морская сила, которая, с одной стороны, решительно преобладала бы над флотами союза второстепенных держав и внушала бы ведущим морским державам (Англии, Франции) то уважение, какое могло бы заставить их искать или союза с Россией или ее нейтралитета.

Переход к созданию броненосного флота потребовал коренной перестройки всей кораблестроительной промышленности, создания новых верфей и заводов по производству оборудования и вооружения для броненосных кораблей.

Во второй половине XIX в. главным центром военного кораблестроения по-прежнему являлся Санкт-Петербург. Здесь было сосредоточено наибольшее число судостроительных заводов, которые в первую очередь подверглись расширению и переоборудованию. Среди них были казенные: крупная верфь на Галерном острове и Новое Адмиралтейство, где строились броненосные корабли, и частные заводы: Берда (впоследствии Франко-Русские), Карра и Макферсона (Балтийский судостроительный завод), Семянинкова и Полетики (Невский). В конце XIX в. все частные заводы перешли в ведение Морского министерства. Военные корабли для Балтийского флота строились также на Ижорском, Путиловском, Кронштадтском и некоторых других заводах.

На юге наиболее крупным судостроительным заводом был Адмиралтейский, находившийся в Николаеве, на котором (после отмены в 1871 г. ограничительных статей Парижского договора 1856 г.) в 1880-х — 1890-х годах развернулось строительство броненосных кораблей для Черноморского флота. Небольшие военные суда строились в Севастополе и Одессе.

Для постройки броненосных кораблей требовалось большое количество брони. Применявшийся в начале второй половины XIX в. во всем мире метод изготовления броневых плит толщиной до 100 мм проковкой железных болванок из-за сложности и длительности технического процесса не мог обеспечить потребности флота. В 1859 г. замечательный металлург, мастер Ижорского завода В. С. Пятов предложил новый метод получения однослойной брони путем проката, который значительно сократил время изготовления броневых плит и намного повысил их прочность (23, с. 387). Изобретение Пятова оказало большое влияние на строительство броненосного флота не только в России, но и в других странах. Основными поставщиками броневых плит для военных кораблей, строившихся в Санкт-Петербурге, являлись Ижорский и Обуховский заводы.

Однако кораблестроительная промышленность, несмотря на ее значительное расширение и реконструкцию, все же не могла полностью обеспечить потребности военно-морского флота в новых броненосных кораблях и оснащении их современной техникой. В связи с этим царское правительство нередко размещало за границей заказы на постройку военных кораблей, корабельного оборудования и некоторых видов оружия. Иногда это делалось и без особой нужды, из-за вечного преклонения перед иностранной техникой.

Первым броненосным судном в России стала канонерская лодка «Опыт» (рис. 2.1) водоизмещением всего в 270 т. Канонерка была заложена 8 августа 1861 г. и введена в строй 11 мая 1865 г. На ее носу был установлен броневой бруствер толщиной 114 мм для прикрытия носовой и единственной 60-фунтовой пушки № 1.

Канонерская лодка «Опыт»

Рис. 2.1. Канонерская лодка «Опыт»

В том же 1861 г. была заказана бронированная плавучая батарея «Первенец».

Подробнее: Военно-морской флот России середины XIX - начала XX века`

istoriirossii.ru