8 ноября 1866 г. в Петербурге был заложен двухбашенный фрегат ‘Минин’ (рис. 1). Первоначально его хотели вооружить четырьмя 20-дюймовыми чугунными гладкими пушками, затем четырьмя 11-дюймовыми пушками обр. 1867 г. Но в 1870 г. после гибели английского броненосца ‘Кэптэн’ МТК решил переделать его в казематный фрегат.
Многострадальный корабль вступил в строй лишь через 12 лет, в феврале 1878 г. Его водоизмещение составило 6000 т, скорость хода 14,5 узлов. Толщина броневого пояса по ватерлинии 140 мм, толщина брони палубы 38—19 мм. Вооружение фрегата состояло из четырех 8-дюймовых, двенадцати 6-дюймовых и четырех 4-фунтовых пушек обр. 1867 г.
Рис. 1. Броненосный фрегат «Минин»
В 1875 г. в Петербурге с Охтинской верфи были спущены на воду два крейсера-фрегата — ‘Генерал-адмирал’ (рис. 2) и ‘Александр Невский’.
Кроме паровой машины, они несли три мачты с прямыми парусами. Мощный броневой пояс сделал их самыми неуязвимыми фрегатами своего времени. Корабли были почти одинаковы: водоизмещение 4600 т, длина 87 м, ширина 14,6 м и осадка б м. Разным было только артиллерийское вооружение, по которому ‘Александр Невский’ несколько опередил своего собрата.
На верхней палубе ‘Александра’ находилось четыре 203-мм орудия в бортовых выступах (спонсонах). Кроме них, крейсер нес пять 152-мм, десять 37-мм и две десантные пушки. Оба корабля имели по две паровые машины с суммарной мощностью на валах порядка 5000—6000 л.с., что позволяло развивать скорость до 14–16 узлов. Запаса топлива хватало на 5900 миль плавания 10-узловым ходом (31, с. 267).
Рис. 2. Крейсер-фрегат ‘Генерал-адмирал’. 1875 г.
В 1877 г. в строй вступил полуброненосный фрегат ‘Герцог Эдинбургский’ (прил Б, п. 6) водоизмещением 4813 т. Фрегат был казематного типа, близкий по конструкции к ‘Генерал-Адмиралу’. Первоначально он был вооружен десятью 6-дюймовыми и четырьмя 4-фунтовыми пушками обр, 1867 г. В середине 80-х гг. его перевооружили десятью 6/28-дм/клб пушками обр. 1877 г. и шестью 9-фунтовыми пушками.
В 1878 г. на добровольные пожертвования своих граждан Россия покупает в Гамбурге три парохода — специально для крейсерства. Следующим заграничным приобретением стали семь паровых судов, которые тоже были переоборудованы в крейсера и получили новые имена — ‘Владимир’, ‘Азия’, ‘Африка’, ‘Владивосток’, ‘Европа’, ‘Память Меркурия’ и ‘Забияка’.
В 1868–1871 гг. произошло перевооружение нарезными пушками обр. 1867 г. парусно-паровых деревянных крейсерских судов. Так, корветы ‘Варяг’ и ‘Витязь’ получили по пять 6-дюймовых пушек обр. 1867 г. и по четыре 4-фунтовые нарезные пушки; ‘Аскольд’ и ‘Богатырь’ — по восемь 6-дюймовых пушек обр. 1867 г.; ‘Боярин’ — три 6-дюймовые пушки обр. 1867 г.; ‘Баян’ — четыре 6-дюйма-вые пушки обр. 1867 г. и четыре 9-фунтовые нарезные пушки.
Клипера получили по три 6-дюймовые пушки обр. 1867 г. и от двух до четырех 9-фунтовых и 4-фунтовых пушек (31, с. 268).
Таким образом, Россия первая осуществила идею броненосных крейсеров. Развитие парового броненосного флота в России в 60-е – 70-е годы XIX в. характеризовалось не только постройкой броненосных кораблей береговой обороны и первого в мире мореходного броненосца ‘Петр Великий’, но и созданием крейсерских сил.
Крейсерские силы России к концу 1870-х годов были хоть и невелики, но имели новые мореходные суда и были полностью переведены на артиллерию обр. 1867 г., существенно превосходившую английские дульнозарядные гладкие и нарезные системы.