Уфа – город примечательный в жизни Шаляпина. Здесь началась его артистическая карьера. В 1890 г. семья Шаляпиных испытывала большие материальные трудности: отец потерял службу, семья решила покинуть Казань и на пароходе отправилась в Астрахань, надеясь, что на новом месте судьба будет к ней благосклоннее. Однако надежды не оправдывались. В конце концов родители отпустили Федора попытать счастья, и он отправился обратно в Казань.
Ни на что не надеясь, Шаляпин пошел наниматься в хор опереточной группы С. Я. Семенова-Самарского и неожиданно получил аванс – 6 рублей и билет второго класса до Уфы, куда в ближайшее время должна была отправиться труппа. "Был сентябрь. Холодно и пасмурно. Уменя, кроме пиджака, ничего не было… Чувствовал я себя превосходно: первый раз в жизни ехал во втором классе, и куда ехал! Служить великому искусству, черт возьми!" [2]
Федор волновался, оставят ли его в труппе, так как в Казани, нанимаясь на работу соврал, что знает много партий в операх и опереттах. На пробе голосов хормейстер обратил внимание на Шаляпина, сказав: "Нет, этого мальчика надо оставить. У него недурной голос, и он, кажется, способный…"
Федора полюбили в труппе; он был готов выполнять любую работу и все делал с огромным воодушевлением – чистил лампы, подметал сцену, помогал устанавливать декорации.
Поселился молодой певец в Уфе "у прачки, в маленькой грязной подвальной комнате, окно которой выходило прямо на тротуар… На мои 20 рублей жалованья в месяц это была жизнь достаточно роскошная" [3].
Дебют Шаляпина в Уфе состоялся 26 октября 1890 года в опере А. Замары "Певец из Палермо". Сначала он выступал в хоре, но уже 18 декабря 1890 года спел небольшую сольную партию Стольника в опере Монюшко "Галька".
Дела антрепризы С. Я. Семенова-Самарского шли неважно, хотя почти каждый день труппа играла новый спектакль. Шаляпину пришлось однажды выступить в драматической роли – сыграть Держиморду в "Ревизоре". Вскоре артисты разъехались, и для Федора вновь начались голодные дни. В своих скитаниях он добрался до Тифлиса, города, ставшего для Шаляпина "чудодейственным".
[1] О Станиславском. Сборник воспоминаний. – М.: Изд-во ВТО, 1948. С. 467.
[2] Ф. И. Шаляпин // Человек, события, время. М.: Музыка, 1986. С. 18.
[3] Янковский М. Ф. И. Шаляпин. М.: Государственное музыкальное издательство, 1951.