Сибирская и Оренбургкая Неплюевская военные гимназии

Ряд причин, тесно переплетавшихся между собой, и необходимость улучшения подготовки офицеров, обнаружившаяся со всей очевидностью в ходе Крымской войны 1853-1856 годов, а также общее положение в стране, требовавшее буржуазных преобразований, обусловили необходимость реорганизации военно-учебных заведений.

Ряд причин, тесно переплетавшихся между собой, и необходимость улучшения подготовки офицеров, обнаружившаяся со всей очевидностью в ходе Крымской войны 1853-1856 годов, а также общее положение в стране, требовавшее буржуазных преобразований, обусловили необходимость реорганизации военно-учебных заведений.

Данные преобразования коснулись Оренбургского Неплюевского и Сибирского кадетских корпусов.

16 июля 1866 года последовал приказ Военного министра № 75 «О преобразовании Оренбургского Неплюевского и Сибирского кадетских корпусов в военные гимназии и об упразднении, временно учрежденного при первой из них, пансиона для детей казаков и инородцев».

Согласно этому приказу Сибирский кадетский корпус и Оренбургский Неплюевский кадетский корпус преобразовывались в военные гимназии на общих для такого рода заведений основаниях. Их названия сохранялись, как Сибирская и Оренбургская Неплюевская военные гимназии.

В обеих гимназиях комплект воспитанников был установлен на 250 человек. Кроме этого, в Сибирской гимназии допускалось еще до 50 приходящих учеников из всех сословий для дальнейшей службы их в своем крае. Но в реальности комплект воспитанников был гораздо меньше. Например, в Неплюевской гимназии до постройки нового здания обучалось всего 160 человек.

Число вакансий в гимназиях от казачьих войск также было изменено. Оренбургскому казачьему войску в Оренбургской военной гимназии вместо 30 вакансий, положенных ранее в корпусе, теперь давалось 50. Вместе с тем были упразднены 10 войсковых вакансий в других военных гимназиях.

На практике же, имея в своем распоряжении 50 вакансий, Оренбургское казачье войско первые 5 лет существования гимназии реально использовало чуть больше половины своих вакансий. Дело состояло в том, что военной гимназии не хватало помещений для размещения воспитанников, поэтому до постройки новых зданий вакансии для всех войск были сокращены.

Так, Уральскому войску предлагалось только 15 вакансий, вместо положенных 40. Воспитанникам обеих гимназий была присвоена форма обмундирования общая с другими военными гимназиями. Все особенности приема в гимназии сохранялись в прежнем виде без изменений. Тем воспитанникам, кто не желал продолжать обучение в военной гимназии после преобразования корпуса, были предложены, как и в других военных гимназиях, льготные правила поступления в другие военно-учебные заведения.

Кроме этого, впоследствии принимались и другие нововведения: так, в соответствии с Положением Высшего Военного совета от 21 апреля 1873 года, прием в военные гимназии устанавливался по конкурсному экзамену. Так, с августа 1874 года к приему в военные гимназии были допущены кандидаты в двойном числе, а с 1875 года в тройном числе, относительно свободных вакансий. Что явилось большим шагом вперед, так как, с одной стороны, отбор воспитанников становился гораздо продуктивнее, а с другой, перестали существовать свободные места в корпусах, которые имели место быть вследствие неприбытия на положенную вакансию какого-либо воспитанника, или нежелание последнего поступать после ознакомления с бытом кадетского корпуса.

Также данный приказ определил, чтобы в городе Оренбург из специальных (старших) классов Неплюевского  кадетского  корпуса было учреждено 4-е военное училище, которое было приравнено во всем к устройству прочих пехотных военных училищ.

Штат воспитанников определялся в 100 человек, которые в строевом отношении составляли роту. Данное училище было учреждено с двойной целью.

  • Во-первых, это обучение и производство в офицеры воспитанников бывших Неплюевского и Сибирского кадетских корпусов, переведенных либо обучающихся в старших классах. По поводу распределения их на службу было особое предписание, согласно которому юнкеров, выпускаемых из 4-го военного училища на службу, преимущественно назначать получивших общее образование в Сибирской военной гимназии — в войска сибирских военных округов, а окончивших курс Оренбургской Неплюевской военной гимназии — в войска Оренбургского военного округа.
  • Вторая же цель состояла в том, чтобы готовить выпускников Неплюевской и Сибирской военных гимназий после окончания училища к поступлению в Михайловское артиллерийское либо в Николаевское инженерное училища.

Но в дальнейшем обе эти цели утратили свое значение, так как, после двух выпусков офицеров, воспитанников кадетских корпусов из старших классов не осталось, все они были произведены в офицеры. А в военные училища было разрешено поступать лицам, окончившим военную гимназию. Следовательно, необходимость в 4-м военном училище отпала.

Как следствие этого, в 1870 году, произведя два выпуска офицеров, училище было закрыто. «Заведение это, — говорилось в отчете ГУВУЗ (Главное Управление военно-учебных заведений), — находясь вдали от центров просвещения, встречало затруднения в обстановке не только с учебной, но даже и строевой части, лицами с надлежащей подготовкой». Но, скорее всего, это был лишь повод.

Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.