Военные училища для подготовки офицеров в 60-х гг. XIX в.

После окончания военных гимназий их воспитанники могли продолжить свое дальнейшее образование в образовавшихся военных училищах. Так, из трех военных училищ, открытых в 1863 году, первому было присвоено название Павловского;

После окончания военных гимназий их воспитанники могли продолжить свое дальнейшее образование в образовавшихся военных училищах. Так, из трех военных училищ, открытых в 1863 году, первому было присвоено название Павловского;

второму, существовавшему с 1859 года, сохранено название Константиновского и третьему — Александровского. Первые два находились в Петербурге, а третье — в Москве.

Контингент юнкеров в каждом училище равнялся 300 человек. Таким образом, уже в первые годы после преобразования эти училища могли ежегодно выпускать свыше 400 офицеров.

В 1864 году Николаевское училище гвардейских юнкеров было преобразовано на тех же основаниях в Николаевское кавалерийское училище с контингентом юнкеров в 240 человек. Общеобразовательные классы училища гвардейских юнкеров были превращены в приготовительный пансион для подготовки молодых людей к поступлению в это же училище.

Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное училища также подверглись серьезной реорганизации. С 1865 года в училищах был введен трехгодичный срок обучения, причем общий контингент юнкеров составлял в Михайловском артиллерийском училище — 160 человек, а в Николаевском инженерном училище — 126 юнкеров.

Оба эти училища не подчинялись Главному управлению военно-учебных заведений, будучи подведомственны: первое — Главному артиллерийскому управлению, второе — Главному инженерному управлению. В ведении департамента Генерального штаба, а позднее — Главного штаба, находилось еще военно-топографическое училище, переименованное в 1860 году из существовавшей прежде школы топографов.

Военные училища сразу же приобрели чисто военную организацию. Внутренний распорядок в них был основан на выполнении строжайшей воинской дисциплины, а не выполнявшие ее, подвергались ответственности по дисциплинарному уставу.

Согласно Положению о военных училищах, утвержденному в 1867 году, прием в них производился из лиц тех сословий, которые не были обязаны рекрутской повинностью. Только после введения всесословной воинской повинности в 1876 году было разрешено принимать в училища лиц всех сословий.

Первоначально содержание курса военных училищ было сохранено прежним, еще то, которое существовало ранее в специальных классах кадетских корпусов. Надо отметить, что на первых порах Главное управление военно-учебных заведений предоставляло военным училищам широкую инициативу в определении объема курсов, методики преподавания и выбора учебных пособий.

Серьезное внимание стало уделяться воспитанию юнкеров. В силу этого офицерский состав в училище подбирался особенно тщательно. В докладе по Военному министерству 1 января 1864 года Милютин по данному поводу писал:

«Офицеры этих заведений, соединяя в лице своем обязанности строевых начальников и воспитателей, должны, кроме отличного фронта и порядка службы, стоять и по образованию своему выше уровня самих воспитанников, обладая в то же время уменьем руководить молодыми людьми в нравственном отношении. Вследствие этого офицерам военных училищ назначено соответствующее важности их призвания и ожидающим их трудам вознаграждение, а кроме того, они вполне гарантированы продолжать, по желанию, без всякого ущерба прежнюю свою войсковую карьеру в случае оставления ими училища. Таким образом, указывалось в докладе, положено начало, хотя еще далеко не совершенное, привлечению лучших офицеров из войск на труднейшее из поприщ: приготовления будущего хорошо дисциплинированного воина и правильно понимающего свои обязанности гражданина».

Резюмируя все сказанное, можно сделать вывод, что подготовка офицеров в военных училищах значительно повысилась по сравнению с дореформенными кадетскими корпусами. Результатом осуществления реформы явилось отделение специального военного образования от общего.

Сохранение же части общеобразовательных предметов в военных училищах рассматривалось как явление временного порядка, причем количество их постепенно сокращалось по мере увеличения объема курса военных гимназий.

Ежегодно военные училища в среднем давали около 400 квалифицированных офицеров, специалистов своего дела.

В казачьи войска распределялось около 4,5%, то есть в среднем 20 человек. Эти офицеры в казачьих войсках, как специалисты, имели большое значение, так как были в большей степени востребованы в вспомогательных видах обеспечения боя: инженерном, артиллерийском деле и другом.

После проведения реформы с 1866 года плата из войсковых сумм казачьих войск на содержание в Михайловском артиллерийском и Николаевском инженерном училищах была отменена. Согласно правилам для поступления в эти училища воспитанники на  основании экзамена по конкурсу принимались на полное казенное содержание.

Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.