С этого времени статус и функции губернских и уездных правительственных органов охранения народного здравия фактически уже не менялись.
Управление врачебно-санитарной частью на местах было возложено на губернаторов, начальников областей, градоначальников. Губернатору давалось право ревизовать лечебные учреждения всех ведомств, единолично принимать решения по врачебно-санитарным вопросам, касающимся борьбы с эпидемиями и освидетельствования больных, открывать аптеки, принимать на службу и увольнять городовых и уездных врачей и фармацевтов.
Подчинение врачебных управлений Медицинскому департаменту носило лишь формальный характер, поскольку они имели право самостоятельно обращаться в вышестоящие инстанции лишь по ограниченному кругу вопросов (вопросы судебной медицины, испытание фельдшеров и повивальных бабок и т.п.).
В 1901 г. профессор Н.А. Вельяминов в записке министру внутренних дел писал, что для государственного врачебно-санитарного инспектора мнение губернатора гораздо важнее, чем указание Медицинского департамента: «Губернатор для него — реальность, а департамент — фикция» [4].
Местные государственные органы управления здравоохранением состояли из губернского врачебного инспектора, его помощника, фармацевта и делопроизводителя. Обязанности губернских врачебных отделений с 1797 г. практически не претерпели принципиальных изменений.
В соответствии с уставом 1905 г. к функциям губернских врачебных отделений были отнесены заботы о народном здравии, медико-топографические описания губерний, борьба с эпидемиями, санитарный надзор, контроль за медицинским персоналом и лечебными учреждениями, освидетельствование больных, освидетельствование привозимых из-за границы косметических средств, минеральных вод, съестных припасов и напитков, надзор за аптеками и торговлей лекарственными препаратами и т.д. Новыми являлись лишь статьи об участии губернских врачебных инспекторов в обсуждении медицинских вопросов в разных правительственных и общественных учреждениях (губернскихземских собраниях, комитетах попечительств о народной трезвости и о тюрьмах, в присутствии по фабричным и горнозаводским делам и пр.).
В уездах на правительственной медицинской службе полагалось иметь уездного врача, ветеринаров, фельдшеров, повивальных бабок или акушерок. На уездных врачей возлагались обязанности по борьбе с эпидемиями, судебно-медицинским исследованиям, санитарному надзору [68, с. 21-23, 52].
Являясь представителями губернской администрации, но не имея возможности влиять на постановку врачебно-санитарного дела, губернские и уездные врачи не пользовались авторитетом у представителей общественной медицины — земских и городских врачей.
История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-
начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. - М., 2014.