Следует отметить, что население предпочитало обращаться к неграмотным деревенским бабкам, а не к врачам и акушеркам. Как писала А.Г. Архангельская, роженицы болели, калечились, умирали, но «кэтому привыкли и покорно переносили, считая, что это в порядке вещей, и не подозревая, что может быть иначе» [1, с. 453—468]. Вместе с тем опыт родовспоможения в Московской губернии свидетельствовал, что там, где проводилась разъяснительная работа среди населения и родовспоможение было поставлено достаточно хорошо, родильные приюты пользовались популярностью.
На II Пироговском съезде (1887) земский врач Московской губернии М.М. Фирсов сформулировал основные требования земской медицины к постановке акушерской помощи, включавшие ее доступность, антисептическое ведение родов и послеродового периода, распространение через лиц акушерского персонала правильных понятий об уходе за новорожденными и питании грудных детей.
В конце XIX в. острой проблемой была подготовка акушерского медицинскою персонала. Неслучайно этими вопросами занимались такие выдающиеся деятели отечественной медицины, как, например, А.Я. Красовский, руководивший школой сельских повивальных бабок в Петербурге. За период с 1876 по 1885 г. под его руководством было подготовлено 410 учениц, из которых 170 были направлены земскими организациями [31, с. 15]. В 23 земских губерниях 31 школа готовила акушерский персонал.
Многие земства организовывали на земских участках самостоятельные родильные приюты на 2—4 койки, находившиеся в ведении акушерок и фельдшериц-акушерок, а также изолированные палаты для рожениц при участковых больницах. В родильных отделениях и приютах медицинский персонал обучал женщин правильному вскармливанию и уходу за новорожденными.
История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-
начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. - М., 2014.