Контингент воспитанников
В училища принимались воспитанники военных гимназий (кадетских корпусов), выпускники гражданских средних и высших учебных заведений по экзамену не моложе 16 лет, а также находящиеся на службе юнкера и унтер-офицеры. Выпускники военных гимназий зачислялись в военные училища без вступительных экзаменов, оставшиеся вакансии заполнялись выпускниками средних учебных заведений также без экзаменов, но только в течение одного года после получения аттестата об окончании полного курса. Остальные желающие поступить в училище должны были сдать конкурсный экзамен.
Так, Михайловское артиллерийское училище состояло из трех классов (младший, средний, старший) с одногодичным курсом обучения в каждом. В младший класс принимались гимназисты, успешно окончившие полный курс военных гимназий, и юноши не моложе 16 лет, имеющие законченное среднее образование. Первые два младших класса являлись подготовительными с точки зрения военного воспитания и военного обучения, а старший класс — последним, в котором давалась законченная средняя военно-артиллерийская подготовка, достаточная для успешного командования артиллерийским взводом.
Если проследить контингент поступивших в военные училища, то хорошо видна картина того, что кадры для училищ в основном поставляли военные гимназии, чего не удалось сделать военным прогимназиям для юнкерских училищ.
Так, из общего числа поступивших в пехотные и кавалерийское военные училища в 1871—1879 гг. (5904 человека) выпускников военных гимназий было 3793 (64%), переведенных из других училищ— 30 (менее 1%), поступивших «со стороны» по аттестату— 982 (17%) и по экзамену— 1099 (19%). Из принятых в 1871-1879 гг. в инженерное военное училище 423 человек выпускников военных гимназий было 187 (44%), переведенных из других военных училищ— 55 (13%) и выпускников гражданских учебных заведений 181 (43%). В 1871—1879 гг. в артиллерийское военное училище поступило 684 человека, из них выпускников военных гимназий — 418 (61%), переведено из других военных училищ — 212 (31%) и поступило по экзамену — 54 (8%).
Поэтому соответственно и контингент воспитанников в военных училищах отличался в положительную сторону, это были настоящие сыны Отечества, воспитывавшиеся на традициях офицерской чести и благородства души.
Об этом хорошо говорит такой факт: в 1872 году комиссией по военно-учебным заведениям был проведен их осмотр, вот что по этому поводу сообщала комиссия относительно дисциплинарной части в военных училищах:
«Нравственное воспитание состоит на должном уровне, наиболее частыми проступками являются: опоздание из отпусков, курение в неуказанных местах, уклонение от лекций под различными предлогами и невыполнение разного рода требований и порядков. Редко встречаются случаи: неотдания воинской чести, обманов и ложных показаний, неуместных и грубых возражений».
Из этого хорошо видно, что серьезных нарушений воинской дисциплины и нет вовсе, так как в самом коллективе это ассоциировалось с негативом. Тем более не замечено поступков, порочащих честь юнкера.
Воспитанники из казачьего сословия
Что касается воспитанников из казачьего сословия, то в среднем 4,5% от общего числа выпускников из военных училищ шли в казачьи войска, естественно, что в большинстве своем это были представители казачества. С каждым годом количество выпускаемых из военных училищ в казачьи войска увеличивалось. Так, например, в 1871 году в казачьи войска было выпущено только 8 человек (1% от общего числа выпускников), в 1876 году — 35 (7% от общего числа), а в 1884 — уже 75 человек (11% от общего числа), что говорит о нарастающем характере выпуска в казачьи войска. Это достигалось как увеличением спроса на военные училища тех казачьих семей, которые могли себе позволить обучать своего отпрыска за свой счет, увеличением вакансий на казенное обучение со стороны казачьих войск, так собственно и увеличением числа военных училищ.
Так, в 1875 году Оренбургское казачье войско за счет казны в военных училищах обучало только 7 человек, а уже в 1897 таковых было 202.
В строевом отношении пехотные военные училища составляли батальоны по 300 юнкеров; время учебы составляло два года, и оно засчитывалось за действительную военную службу.
Курс обучения
Курс обучения состоял из 15-ти (в пехотных училищах) и 16-ти (в кавалерийском) учебных предметов. Этими предметами были Закон Божий, русский, французский и немецкий языки, математика, политическая история, статистика, химия, тактика, артиллерия, фортификация, военная топография, военная администрация, законоведения (общее и военное) и иппология (в кавалерийских училищах). Для перехода в старший класс всем воспитанникам необходимо было сдать переводной экзамен.
Те, кто не мог его сдать либо отчислялся из училища, либо по желанию воспитанника направлялся в армию, откуда последний имел право поступать без экзамена в юнкерское училище. Те, кто по уважительной причине не сдал экзамен (болезнь, командировка по семейным обстоятельствам), могли остаться на второй год в младшем классе, если комиссия, рассматривавшая это дело, находила причины убедительными.
Лагерный сбор
Особое значение при обучении в училищах имел лагерный сбор. С 1864 г. выпуск проводился после летнего лагерного сбора, так как один лагерный сбор (после 1-го курса) был признан недостаточным. В процессе лагерного сбора с юнкерами проводились боевые стрельбы и организовывались учения. Ротные и двухсторонние батальонные, в которых старшекурсники не только участвовали, но иногда и в роли офицеров проводили эти учения. Первое время лучших выпускников направляли, как и ранее, в артиллерию и инженерные войска, но вскоре выпуск в эти рода войск из общевойсковых училищ был ограничен. Так, в период с 1869 по 1880 годы до 36% выпускников пехотных и кавалерийского училищ назначали на службу в артиллерию и инженерные войска.
В специальных военных училищах, таких как Михайловское артиллерийское и Николаевское инженерное, срок обучения был три года, правила приема в училище были несколько иными, чем в пехотных военных училищах, так как они были более престижными и требовали лучшего познания в науках. Поэтому командование этих училищ более ориентировалось на лиц, закончивших второй класс военных училищ, а также на выпускников военных гимназий. Кроме этого, вне конкурса были предоставлены вакансии для казачьих войск. Так, с 1877 года согласно положению Военного Совета в Михайловском артиллерийском училище было предоставлено 15 вакансий для Донского казачьего войска и по 5 вакансий Терскому и Кубанскому казачьим войскам. Таким образом, свободных вакансий для поступавших оказывалось очень мало. Учебный план училищ отличался от прочих специальными предметами (баллистика, пороходелие и др.), которые и составляли основу обучения, особенно в 3-м классе.
Лица, окончившие курс военного училища, по выпуску делились на 3 разряда. К 1-му относились те, кто при 12-балльной системе оценок имел на выпускном экзамене средний балл по всем основным предметам не ниже 8, а по прочим предметам — не ниже 6, а также не менее 9 баллов за поведение. Данная категория отправлялась в войска подпоручиками (в казачьи войска — старшими хорунжими), а выпускники кавалерийского военного училища – старшими корнетами. Отличившиеся же успехами в точных науках могли поступать в старшие третьи классы Николаевского инженерного и Михайловского артиллерийского училищ. Ко второму разряду относились воспитанники, не добравшие баллов, но сдавшие экзамены удовлетворительно, они направлялись в армейскую пехоту прапорщиками, а в кавалерию - корнетами (в казачьи войска - хорунжими). Худшие выпускники вносились в 3-й разряд и направлялись на службу юнкерами с правом производства в офицеры через шесть месяцев после выпуска, по представлению войскового начальства и «не считаясь с вакансиями».
В качестве вывода необходимо отметить, что военные училища на период второй половины XIX века являлись наиболее эффективными в вопросе качественной подготовки офицерского состава. Воспитанники военных училищ, выпускаемые в казачьи войска, уже не были, как ранее, редкими исключениями, так как приток их увеличивался с каждым годом, особенно в артиллерию. Это позволяло офицерскому корпусу становиться все более профессиональным, тем самым лучше адаптируясь к развитию современной военной науки и военного вооружения.
Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века.