Разработка концепции городской медицины

Начало XX в. стало новым этапом в развитии медицины городских самоуправлений. Совершенствование городских врачебно-санитарных организаций и их достижения в эти годы были в значительной мере обусловлены глубоким анализом и поиском путей решения проблем городской медицины на Пироговских съездах.

Начало XX в. стало новым этапом в развитии медицины городских самоуправлений. Совершенствование городских врачебно-санитарных организаций и их достижения в эти годы были в значительной мере обусловлены глубоким анализом и поиском путей решения проблем городской медицины на Пироговских съездах.

Разработка концепции городской медицины на пироговских съездах в начале XX в.

Свидетельством растущего интереса к проблемам муниципального здравоохранения явилось создание на IX Пироговском, съезде (1904) самостоятельной подсекции городской медицины. На съезде был принят основополагающий документ — «Основные начала желательного врачебно-санитарного строя в городах», в котором был обобщен передовой опыт и даны конкретные рекомендации. Городская врачебно-санитарная организация, согласно этому документу, должна была включать следующие элементы: городскую больницу, амбулатории и помощь на дому, городских санитарных врачей (школьно-санитарных, торгово-санитарных, фабрично-санитарных), участковые санитарные попечительства, городской санитарный совет, санитарное бюро, городскую химико-бактериологическую станцию, дезинфекционную лабораторию. В «Основных началах» были определены направления врачебно-санитарной деятельности городских управлений и наиболее рациональные формы работы [24]. Этот документ был разослан в городские организации и, будучи воспринят на местах как методическое руководство, оказал огромное влияние на дальнейшее развитие городской медицины.

Под влиянием политической ситуации Пироговские съезды приобретали выраженный оппозиционный характер. Деятельность городскихсамоуправлений в области здравоохранения врачами оценивалась все более негативно, а их безучастность объяснялась характером представительства в думах (т. е. существующей системой выборов). Стремление к демократизации управления здравоохранением выражалось в призывах привлекать к оздоровительной деятельности местные общественные силы (санитарные попечительства), а руководство лечебными учреждениями передать из рук главных врачей коллегиальным органам -комитетам, состоящим из больничных врачей и гласных думы.

На чрезвычайном Пироговском съезде по борьбе с холерой (1905) и X Пироговском съезде (1907) много внимания было уделено социально-экономическим факторам, определявшим заболеваемость беднейших слоев городского населения. Пироговское общество в эти годы решительно отвергало какую-либо противоэпидемическую государственную деятельность и предлагало санитарно-эпидемические проблемы решать исключительно силами земских и городских самоуправлений с широким привлечением общественности. Такая установка была довольно утопичной. Кроме того, полное отрицание пользы правительственной противоэпидемической деятельности было несправедливым.

На XI Пироговском съезде (1910) большое внимание было уделено различным формам оказания врачебной помощи в городах, вопросам финансирования городской медицины. На съезде развернулась острая дискуссия о проекте так называемого принудительного оздоровления городов, инициированном Министерством внутренних дел в связи со вспышками эпидемий тифов и холеры в 1907—1910 гг. и недостаточной активностью городских властей в борьбе с ними. Проект касался в первую очередь Петербурга и городов Поволжья (Астрахань, Царицын, Саратов, Самара). Согласно проекту, в городах, где органы самоуправления оказались не в состоянии самостоятельно решить санитарные проблемы, правительство должно было брать на себя их решение, но за счет средств города. В случае бездеятельности городского управления в вопросах санитарного благоустройства предлагалось заменять его назначенной правительством управой.

Пироговское общество восприняло идею принудительного оздоровления городов как посягательство на права общественных учреждений, грозящее гибелью городской медицине. Городские управления также не хотели оказаться под жестким контролем государства, но не возражали против его финансовой поддержки. Тем не менее угроза принудительного оздоровления заставила городские думы заметно активизировать свою деятельность в санитарном направлении.

Организационным аспектам городской медицины повышенное внимание было уделено на Пироговском совещании по санитарным и санитарно-статистическим вопросам (1912) и на XII съезде (1913). В эти годы остро стоял вопрос о создании городских санитарно-статистических бюро как центральных исполнительных органов городских врачебно-санитарных организаций. Собравшийся в 1916 г. внеочередной Пироговский съезд в связи с условиями времени был посвящен проблемам организации силами земских и городских самоуправлений помощи раненым и беженцам, вопросам борьбы с эпидемиями, деятельности Земского и Городского союзов, созданных в начале Первой мировой войны.

История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-
начало XX в.) / Под ред. Р.У. Хабриева. - М., 2014.