Владимиро-Суздальское княжество

Время Владимиро-Cуздальского княжества хронологически почти совпадает с началом периода раздробленности (историческая традиция считает это время с 1132 г.), когда после смерти Мстислава, сына Мономаха, «разодралась земля Русская», по выражению летописи, на отдельные княжества.

С развитием советской исторической науки неизбежно углублялось изучение многих явлений отечественной истории, что не мешало, однако, живучести сложившихся стереотипов. Двойственность в оценках касалась и раздробленности Руси. К примеру, в 1975 году историк А. К. Леонтьев так оценивал это явление: «Феодальная раздробленность была новым, более высоким этапом в развитии феодального общества и государства... Вместе с тем, утрата государственного единства Руси, сопровождавшееся началом затяжных княжеских усобиц, ослабляло и разъединяло ее силы перед лицом возраставшей угрозы иноземной агрессии.

Теме образования централизованного государства уделяли внимание многие историки. Ей посвятили специальные исследования Л. В. Черепниин, А. М. Сахаров, А. А. Зимин, В. Б. Кобрин, Ю. А. Лимонов, А. Л. Хорошкевич, М. Н. Тихомиров, Ю. Г. Алексеев, С. В. Бушуев, Г. Е. Миронов, Л. Н. Гумилев, Г. П. Федотов.

Из Руси родилась могучая Россия. Интересную концепцию развития этого процесса в истории нашего Отечества предложил крупный русский историк, философ, богослов Г. П. Федотов. В статье «Россия и свобода» он говорит, что Москва своим возвышением была обязана татарофильским, предательским действиям своих первых князей, что воссоединение Руси осуществлялось через насильственные захваты территории, вероломные аресты князей-соперников. Да и само собирание уделов, считает Федотов, свершалось восточными методами: снимался весь слой населения и уводился в Москву, заменяясь пришлыми и чужими людьми, выкорчевывались местные обычаи и традиции.

Л. В. Черепнин в монографии «Образование централизованного Русского государства в XIV-XV веках» исследует огромный круг вопросов, связанных с ликвидацией раздробленности и образованием единого государства. Он обстоятельно и подробно изучил первый период правления Ивана III (1462-1480). Второй период – (1480-1505) стал предметом исследования другого выдающегося историка А. А. Зимина в монографии «Россия на рубеже XV-XVI столетий».

Наиболее подробно анализ работ историков по рассматриваемой теме дан в труде С. В. Бушуева и Г. Е. Миронова «История Государства Российского: историко-библиогр. очерки». (книга 1-я IIX-XVI вв. – М.; Кн. палата, 1991 – 554).

Андрей Боголюбский

Отец Андрея Боголюбского Юрий по своим понятиям был еще князь совершенно старого южно-русского закала. Получив от отца Мономаха в управление Суздальскую Русь, он не успел отрешиться от киевских понятий и стремлений, на Суздальском севере мечтал о Киеве, много лет боролся за него с южно-русскими князьями и умер, сидя на киевском столе. Андрей не был похож на отца. Он родился в 1111 году. Это был настоящий северный князь, истый суздалец-залешанин по своим привычкам и понятиям, по своему политическому воспитанию. Отец дал ему в управление Владимир на Клязьме, маленький, недавно возникший пригород, и там Андрей прокняжил далеко за 30 лет своей жизни, не побывав в Киеве. Южная, как и северная летопись молчит о нем до начала шумной борьбы, которая завязалась между его отцом и двоюродным братом Изяславом волынским с 1146 года. Андрей появляется на юге впервые не раньше 1148 года, когда Юрий, восторжествовав над племянником, сел на киевском столе. Андрей скоро выделился из толпы тогдашних южных князей своими личными способностями, своеобразным характером. Он в удали не уступал своему удалому сопернику Изяславу, любил забываться в разгар сечи, залетать в самую опасную свалку, не замечая, как с него сбивали шлем.

Тотчас после боя он становился осторожным, благоразумным политиком, мирным распорядителем. У Андрея всегда было все в порядке, его нельзя было застать врасплох. Несмотря на свою боевую удаль, он не любил войны, после удачного боя первый подступал к отцу с просьбой мириться с побитым врагом. Южно-русский летописец с удивлением отмечает в нем эту черту характера: «не величав был Андрей на ратный чин, но ждал похвалы лишь от Бога».

По смерти Изяслава в 1154 году Юрий прочно уселся на киевском столе и просидел до самой смерти в 1157 году. Самого надежного из своих сыновей Андрея он посадил у себя под рукою в Вышгороде близ Киева. Но Андрею не жилось на юге. Не спросившись у отца, он ушел на север, захватив из Вышгорода чудотворную икону Божьей Матери, которая стала потом главной святыней Суздальской земли под именем Владимирской.

По смерти Юрия на киевском столе сменилось несколько князей и наконец уселся сын Юрьева соперника, Андреев двоюродный племянник Мстислав Изяславович волынский. Андрей, считая себя старшим, выждал удобную минуту и послал на юг с сыном суздальское ополчение, к которому там присоединились плолки многих других князей, недовольных Мстиславом. Союзники взяли Киев «копьем» и «на щит», приступом, и разграбили его (в 1169 г.).

Андрей, взяв Киев своими полками, не поехал туда сесть на стол отца и деда: Киев был отдан младшему брату Андрея Глебу. Андреевич, посадивши дядю в Киеве, с полками своими ушел домой к отцу на север.

Обособление Суздальского великокняжения

Никогда еще не было такой беды с матерью городов русских. Разграбление Киева своими было резким проявлением его упадка, как земского и культурного средоточия. Видно было, что политическая жизнь текла параллельно с народной и даже вслед за нею, по ее руслу. Северный князь только что начинал ломать южные княжеские понятия и отношения, унаследованные от отцов и дедов, а разрыв народности уже обозначился кровавой полосой, отчуждением между северными переселенцами и покинутой ими южной родиной: за 12 лет до киевского погрома 1169 г., тотчас по смерти Юрия Долгорукого, в Киевской земле избивали приведенных ими туда суздальцев по городам и по селам.

Таков ряд необычных явлений, обнаружившихся в отношениях Андрея Боголюбского к южной Руси и другим князьям. До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда.

Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и ее князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая ее по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным владением князя, оставаясь родовым, не личным достоянием.

Андрей, став великим князем, не покинул Суздальской области, которое вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя.

Таков ряд новых явлений, обнаружившихся в деятельности Андрея по отношению к южной Руси и другим князьям: эта деятельность была попыткой произвести переворот в политическом строе Русской земли.

Так взглянули на ход дела древние летописцы, отражая в своем взгляде впечатление современников Андрея Боголюбского: по их взгляду, со времени этого князя великое княжение, дотоле единое киевское, разделилось на две части: князь Андрей со своей северной Русью отделился от Руси южной, образовал другое великое княжение, Суздальское, и сделал город Владимир великокняжеским столом для всех князей.

Литература

  • Алексеев Ю Г. Государь всея Руси.– Новосибирск: Наука. Сиб. отд.-ние, 1991. – 240 с. – (Серия «Страницы истории нашей Родины»).
  • История России с древнейших времен до второй половины XIX века. Курс лекций / Под ред. проф. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Урал. гос. техн. ун-т. 1994 – 304 с.
  • Ключевский В. О. Краткое пособие по русской истории. – Репринт. изд. – М.: Прогресс–Пангея, 1992. – 208 с.
  • Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 1. Переиздание – М.: Мысль, 1997. – 572 с.
  • Ключевский В. О. Русская история. Полный курс лекций в 3 кн. Кн. 2. Переиздание – М.: Мысль, 1997. – 584 с.
  • Пушкарев С. Г. Обзор русской истории. – Ставрополь: Кавказский край, 1993. – 416 с.

istoriirossii.ru