Искусство восточных славян

Культура человека существует на территории нашей страны с незапамятных времен. Археологическими раскопками были установлены в Восточной Европе следы древнего каменного века. В конце четвертого и в третьем тысячелетии до новой эры на территории современной Украины существовали поселения племен, обладавших особенно высокой культурой.

Следами этой культуры являются изделия из меди и красивая глиняная посуда, покрытая спиральными узорами. В первом тысячелетии на юге России создается рабовладельческое государство скифов. Среди степей Черноморского побережья до сих пор высятся насыпные холмы над могилами скифских государей, так называемые курганы. Их погребальные камеры были полны несметных богатств. Здесь находили вазы, чаши, кубки, блюда, ожерелья, браслеты, гребни — все это выполнялось из чистого золота и серебра, украшалось узорами, в некоторых случаях рельефами, поразительно совершенными по выполнению. Среди рельефов попадаются изображения самих древних скифов, бородатых длинноволосых людей в широких рубахах и длинных шароварах, смелых и быстрых укротителей диких степных коней.

искусство восточных славян

Рельефы турьего рога из Чернигова. X в. Исторический музей

Скифы вели оживленную торговлю с городами древней Греции. В обмен на зерно они получали греческие изделия, в том числе расписные вазы, мраморные статуи. Многие шедевры греческого искусства, украшающие наши музеи, были найдены археологами на юге России. Классические эллинские традиции вошли составной частью в русское художественное наследие.

Менее цивилизованы, зато более самостоятельны в своем художественном творчестве были скифы-скотоводы, кочевавшие по северным окраинам нашей страны — далеко в глубь Сибири. Они выделывали из литого золота пластинки, служившие украшением одежды. На этих пластинках изображались дикие звери, которых скифы хорошо знали, так как постоянно охотились на них. В скифских изделиях можно видеть изображения оленей и лосей с их ветвистыми рогами, жадно вцепившихся друг в друга лесных хищников, диких коней, косолапых медведей. Внешний облик и повадка отдельных животных характеризованы в них безукоризненно верно, тела животных переданы ясными, выразительными формами.

Восточные славяне на протяжении второй половины первого тысячелетия находились в стадии перехода от родового к общинному строю. Они занимались земледелием и при этом постоянно вступали в торговые сношения с соседними народами. Первоначально славяне почитали старшего в роде, каждый род по закону материнства — свою праматерь, и этот пережиток родовых представлений надолго укрепился в их сознании. Как земледельцы, они поклонялись силам природы, зверям, деревьям, рекам и камням. Первобытная религия наложила отпечаток на их искусство.

Славяне выделывали статуэтки женщины с воздетыми руками, покровительницы рода, великой матери, и поклонялись этим идолам. Они изображали священное дерево и располагали по сторонам от него фигуры лошадей и других животных или птиц. Это должно было означать почитание «древа жизни». В этих изображениях сказалась первая попытка выразить свое представление о порядке мироздания.

Выдающимся произведением искусства восточных славян X века является найденный в Чернигове турий рог в серебряной чеканной оправе. Из сплетений листвы выглядывают похожая на петуха огромная птица, странный четвероногий зверь и торопливо бегущий человек, вооруженный луком. Предполагают, что в рельефе турьего рога представлен какой-то сказочный сюжет: юноша спасает девушку, стрелы силою колдовства отлетают от него назад. Но этот сюжет выражен в рельефе отрывочно, сбивчиво. Трудно усмотреть в нем связное изображение какой-нибудь сцены, события, действия.

Совершая над курганами возлияния из рога в честь умерших, участники тризны видели в украшавших его зверях, птицах и растениях порождения той самой природы, которой они суеверно поклонялись в своих обоядах. Многие из этих сказочных мотивов древнейшего славянского искусства,   вроде   праматери,   священных   коней и жар-птицы, прочно вошли в народное сознание и были бережно сохранены в крестьянской вышивке и резьбе вплоть до наших дней. Но они утратили свой первоначальный смысл: устрашающее колдовство превратилось в занимательную сказку, идолы стали мотивом затейливого узора.

С возникновением и укреплением государства у восточных славян явилась потребность в более величавых формах искусства. Князь Владимир сооружает в своей столице Киеве и по городам многочисленных идолов. Идолам придавали человеческие черты. В своем описании киевского Перуна летописец не нашел ничего другого сказать о нем, кроме того, что туловище его было деревянным, голова серебряной, усы золотыми. Новгородский Перун угрожающе держал в руках палицу-дубинку.

Такие идолы в состоянии были внушать к себе почтение и страх. Но они не оставили глубокого следа в народном сознании. Славяне вскоре отреклись от них. Позднее круглые статуи не допускались в древней Руси, так как в них видели подобие идолов.

Древнейшее художественное творчество славян полнее всего выразилось в производстве украшений и предметов быта, особенно металлических изделий: колец, ожерелий, запястий, серег, нередко покрытых тонким узором черни и эмали. Это художественное ремесло было самобытно, оно несло на себе печать высокого мастерства. Но оно не в состоянии было служить выражением всего огромного жизненного опыта, накопленного славянами за предшествующий период.

С укреплением империи Рюриковичей и принятием христианства славяне вступили в круг передовых народов средневековой Европы. Уже в XI веке они сумели создать монументальное изобразительное   искусство.

Очерки по истории русского искусства. М.: Издательство академии художеств СССР, 1954.