Иконостас: история, уходящая корнями в далекое прошлое

Иконостас отделяет наос (место общего присутствия прихожан и священников) от алтаря (места священнодействия, хранилища святынь).

Иконостас

Алтарь – образ Царства небесного. В нем находится престол. С обычным, светским значением этого слова престол связан непосредственно. Царь – божий помазанник, наместник Бога на земле и требовался ритуал по превращению обычного человека в представителя божественной силы. Как правило, именно в храме божьем этот ритуал и проводился. Престол – это освященный стол. Главное, что происходило (и до сих пор происходит) на престоле – это преосуществление (символическое превращение) обычного черного хлеба и кагора в плоть и кровь Христову. Преосуществление – величайшее таинство, которое священнослужители осуществляют по Великим праздникам, используя дары Божии для благословения, причащения прихожан, а так же при крещении детей и в других священных ритуалах.

Как правило, простым прихожанам доступа в помещение алтаря нет, только для священнослужителей высокого ранга. Исключение делается по большим церковным праздникам только для первых лиц государства.

Помещение храма, где проводятся большая часть службы и где присутствуют прихожане, называется наос. Это слово греческого происхождения, переводится как «домик божества». Наосы устанавливали на специальных ладьях, так как уже тогда христианская церковь олицетворяла собой божественный корабль, несущий души верующих сквозь океан и бури жизненных невзгод. Так же встречается название «неф», более позднее, пришедшее из Франции. «Le nef» - это так же корабль. В православных храмах поздних построек могло быть три или даже пять нефов.

А иконостас – это перегородка, соединяющая мирское и божественное. Но, разумеется, это непростая перегородка. Это ряды по-особому подобранных икон с изображениями ликов святых.

Краткая история иконостаса

Интересно, что иконостас присущ Восточной Христианской церкви. На Западе сохранился открытый тип алтаря. А вот на Востоке уже в раннехристианский период между алтарем и наосом ставилась невысокая (всего в метр высотой) узорчатая решетка. По легенде, иконостас создавался с двумя целями:

  • Чтобы священнослужители во время проведения божественных ритуалов не отвлекались на паству;
  • Чтобы прихожане не профанировали таинства, происходящие на алтаре.

Позже в храмах появляется капетасма (от греческого - завеса), на которой изображался Христос. Это было логично: ведь именно личность Христа соединяет людей и Бога.

В Византии изначально иконостас был четырьмя мраморными колоннами, выделявшими алтарь в помещении церкви. Позже туда стали ставить иконы.

В Древней Руси иконостас сразу стал играть определяющую роль в визуальном отображении религиозной принадлежности, так как храмы были по большей части деревянными и расписывать их было практически невозможно. Ну и при пожарах можно было спасти алтарь и иконостас, тогда как расписные стены – невозможно. Иконы на Руси группировались по сюжетам. Их было немного, до 14 века о высоком (современном пятиуровневом) иконостасе ничего неизвестно.

Внешний вид иконостаса менялся вместе с развитием искусства. Добавилась резьба, золочение, менялись техники живописи. Иногда иконостасы https://iconostas.ru/ больше напоминали триумфальные арки, чем отделения божественного от человечества. Высота иконостаса в отдельных храмах достигала семи рядов.

Пятирядный иконостас

Современный высокий иконостас имеет пять рядов и включает в себя царские, диаконские врата. Венчает иконостас крест.

В местном, нижнем ряду, кроме обязательных икон, располагаются почитаемые иконы и лики святых той местности, где расположен храм. Местный ряд включает в себя Царские врата, а так же диаконские врата, расположенных на севере и юге. На диаконских дверях располагаются лики архангелов Гавриила и Михаила. Царские врата украшены изображениями Благовещения и четырех авторов Евангелий. Обязательны иконы Спасителя, Богородицы, а так же святого или праздника, в честь которых назван храм.

Ряд нового завета или праздничный – олицетворение всех евангельских событий, которые позже легли в основу христианских праздников. Обязательно содержит иконы Распятия и воскрешения, иногда – Воскрешение Лазаря как напоминание прихожанам о победе над смертью.

Деисусный ряд олицетворяет собой заступничество Спасителя за род человеческий перед грозным ликом Небесного Судии. В центре – фигура Христа, справа и слева – Богородица и Иоанн-Креститель (Предтеча).

Центральной иконой второго ряда является икона «Знамение». В ряду расположены иконы с ликами святых, которые возвещают Богородице о появлении Спасителя.

В центре верхнего, праотеческого ряда расположена икона Ветхозаветной Троицы. По бокам – лики святых праотцов от Адама до Моисея.

Венчает пятирядный (и любой другой) иконостас крест или крестообразная икона распятия. Иногда по бокам от креста располагаются лики Богоматери или Иоанна-Предтечи.