Историография металлургического производства ямной культуры Приуралья - Энеолит и бронзовый век Н.В. Рындиной

Проблемой генезиса металлургического производства на территории Приуралья в эпоху бытования здесь племен древнеямной культуры интересовались виднейшие исследователи – археологи, внесшие немалый вклад в развитие данной темы.

Содержание материала

Особый интерес при ознакомлении с данной темой представляют работы Н.В. Рындиной. В своих работах она осветила основные проблемы становления и развития металлургии Восточной Европы.[17]

Автор собрала коллекцию из 511 металлических изделий V - I четверти III тыс. до н.э., и был проведен металлографический анализ данных орудий. Основываясь на результатах исследований, она сделала несколько выводов, непосредственно касающихся ЦМП. Н.В. Рындина определила начало ее функционирования – начала III тыс.до н.э., и выделила ее основные особенности:

  1. производство новых видов оружия и орудий – втульчатые топоры;
  2. употребление мышьяковистых бронз;
  3. использование двустворчатых литейных форм для отливки топоров.

В отношении ямной культуры автор отмечала, что очень важно, отсутствие преемственности и генетической связи между хвалынской и ямной культурой в отношении металлургического производства.

Н.В. Рындина указывала на то, что достижения в металлопроизводстве исчезают вместе с хвалынской культурой и остаются непревзойденными в очагах ямно-полтавкинской культуры.[18]

В своей исследовательской деятельности Н.В. Рындина отдает приоритет металлографическому анализу металлических изделий.[19]

Металлография – это наука о внутреннем строении и особенностях структуры металлов и сплавов.

Оптическая металлография является необходимым этапом исследования: с ее помощью удается быстро и надежно получить общие сведения и микроструктуре металла и выявить задачи ее дальнейшего более тонкого изучения.[20]

Металлографические исследования нацелены на выяснение древних способов производства, выплавки и переработки металла, которые представляют интерес, как для истории техники, так и для установления общего уровня хозяйственного развития эпохи. От развития металлообработки зависел технический строй всего производства, т.к. с глубокой древности основные орудия труда были сделаны из металла.

Таким образом, исследования Н.В. Рындиной имеют огромное значение для изучения проблем металлургии.

В соавторстве с А.Д. Дегтяревой ею была написана работа «Энеолит и бронзовый век», вышедшая в 2002 году.[21] В данной работе авторы попытались рассмотреть генезис металлургического производства, начиная с энеолита.

В контексте проблемы индоевропейской прародины они рассматривают специфические черты, присущие ямной культуре и связывают возникновение подкурганного обряда захоронения с изменением религиозных воззрений ямного населения – стремление возвеличить своих предков.

Касаясь темы металлургического производства культуры, авторы выделяют два функционировавших очага на территории ямной культуры:

  • Приднепровский очаг металлообработки, который базировался на привозном сырье (вероятно, с Кавказа) – время его функционирования – III тыс. до н.э.;
  • Волго-Уральский металлургический очаг, работающий на базе Каргалинского месторождения, который начал функционировать с IV тыс. до н.э.[22]

Изделия Волго-Уральского очага распространялись по всей территории ямной культуры. Все изделия отличались чистотой состава металла. Функционированием Приднепровского очага авторы объясняют наличие мышьяковистых бронз у ямного населения.

Говоря об изделиях Приуральского очага, авторы подчеркивают их своеобразие и указывают на уникальные изделия: втульчатое долото, топорик-клевец, массивное копье с разомкнутой втулкой, тесло-рубанок и др.

Данная работа ценна тем, что в ней рассматривается обширный хронологический отрезок – с энеолита, до позднебронзового века. Эта специфика работы позволяет проследить развитие (его динамику) культур, их изменение во времени и естественную смену одной культуры другой культурой. Данная работа дает возможность сравнения культур на приведенном материале. К тому же все выводы основаны на проведенных фактах и исследованном материале.

При изучении древнеямных некрополей археологи сталкиваются с тем, что большая часть захоронений безинвентарна, или в лучшем случае удается обнаружить остатки керамики. Однако в отличие от западных районов обитания ямного населения территория Оренбуржья в этом отношении значительно богаче погребениями, содержащими различный набор орудий и керамики. На территории Волго-Уральских степей курганы ямной культуры являются типичным видом памятников. В бассейнах Бузулука, Иртека, Киндели, Илека они составляют до 70% от общего числа курганных некрополей. Среди них около 1/3 крупных погребений, имеющие экстраординарный набор орудий.

С 1977 по 1995гг. были раскопаны ряд крупных курганов: Краснохолмский I и II (1977), Кардаилово I и II (1978-1980), Трудовое II (1984), Болдырево IV (1984-1986), Болдырево I (1986), Тамар-Уткуль VII,VIII (1987,1989), Пятилетка, Нижнепавловский  V (1988), Изобильное I и II (1988,1993), Буранчи (1988), Каменное (1989), Барышников (1992), Грачевка (1993) и др.[23]

Среди названных наиболее информативными и уникальными по содержанию металлического инвентаря являются Болдырево I[ 24], Тамар-Уткуль VII, VIII [25], Герасимовка II, Пятилетка,  Нижнепавловский V [26], Барышников [27], Увак [28], Утевка [29].