Уструшана - Рельефные головки из тронного зала дворца

Сложны исторические судьбы и природные контрасты Таджикистана. Там самые высокие горные вершины и ледники Союза ССР, бурные реки, красивые ущелья и речные долины, изобильные плантации хлопка, сладкие абрикосы и виноград.

Уструшана

Содержание материала

Рельефные головки из тронного зала дворца

На полу тронного зала у западной суфы лежали три доски с вырезанными на них рельефными человеческими головками. Первая, самая крупная из них, представляет собой обломок большой композиции, где голова, видимо, сидящей фигуры упиралась в дугу широкой арки, очерченную валиком (гирляндой?). Две другие небольшие доски имеют законченную прямоугольную форму, на них головки заключены в ромбические рамки, украшенные перлами. Все три головки выполнены высоким (до 5 см) рельефом с поворотом в три четверти, одна — вправо, две другие — влево. Проработанные детально, черты лица отражают различный этнический тип.

Первая головка. Довольно широкое и плоское лицо носит признаки монголоидного типа : миндалевидные глаза с припухшим верхним веком, сросшиеся над переносицей плавные дуги бровей, прямой сплюснутый нос с маленькими ноздрями, небольшой слабо выступающий подбородок.

перв-рел-гол

Первая рельефная головка из тронного зала. Дерево

Щеки опускаются от крыльев носа к подбородку резко выраженными складками. От углов рта поднимаются к вискам параллельные рубцы, напоминающие татуировку (отчетливо видны на правой щеке). На мочке левого уха видна серьга в форме стручка. Волосы, лежащие на лбу колечками, распадаются за ушами прямыми прядями. На голове круглая корона, украшенная тремя полукружиями и многолепестковым узором, промежутки между полукружиями заполнены трехлепестковыми пальметтами. Верхний край короны заканчивается полоской треугольных зубчиков.

Описанный фрагмент, как уже было сказано, составляет лишь незначительную верхнюю часть сложной композиции, о характере которой позволяет судить пенджикентский арочный фриз с изображением сцен из мифологии, где главный персонаж восседает на троне или колеснице. Бунджикатская головка принадлежала именно такой фигуре, занимавшей центральное положение в поле арки и окруженной соответствующими аксессуарами: по обе стороны ее видны остатки каких-то деталей сцены. Округлый предмет, который находился в левой руке, мог быть солнечным диском, как это предполагается в отношении одного из персонажей пенд-жикентского фриза, и в таком случае она изображала солнечное божество (А. М.. Беленицкий, 1962).

В отличие от арок фриза, образовавших непрерывный ряд, бунджикатская арка представляла собой самостоятельную композицию.

Вторая головка несколько меньше первой. Лицо с более тонкими чертами, но широкой нижней челюстью, маленьким и волевым подбородком. Разрез глаз серповидный, верхнее и нижнее веки отчеркнуты глубоким и тонким штрихом резца, брови расходятся от переносицы двумя широкими дугами.

втор-рел-гол

Вторая рельефная головка из тронного зала. Дерево

Прямой сильно выступающий нос в нижней части утрачен. Изящно очерчен пухлый маленький рот. Волосы крупными волнами поднимаются к затылку, а нижняя прядь зачесана вниз и назад, прикрывая небольшое ухо с круглой, как бусина, серьгой. Основная масса волос ниспадает вдоль несколько изогнутой сильной шеи.

Третья головка сохранилась плохо, и можно лишь предположительно судить о чертах ее лица. Однако сразу же бросается в глаза резкое отличие от первых двух изображений: грубый нос, рот с толстыми губами, внешний угол глаза круто поднят к виску. Волосы схвачены на лбу лентой или обручем, из-под которого выбиваются густой массой, закрывая уши. Головка того же размера, что и предыдущая.

третья-рел-гол

Третья рельефная головка из тронного зала. Дерево

У всех трех головок сторона лица, повернутая от зрителя, как бы «врастает в фон», детали вылеплены условно и частью опускаются. Зрачок глаза у всех трех головок отсутствует.