Уструшана - Волчица, кормящая младенцев

Сложны исторические судьбы и природные контрасты Таджикистана. Там самые высокие горные вершины и ледники Союза ССР, бурные реки, красивые ущелья и речные долины, изобильные плантации хлопка, сладкие абрикосы и виноград.

Уструшана

Содержание материала

Волчица, кормящая младенцев

Неожиданной и сенсационной по своему содержанию явилась шестиметровая композиция, украшавшая западную стену дворцового помещения 7.

Она включает пять сцен. В самой левой части находится восседающая на застланном коврами широком тахте мужская фигура с обнаженными ниже колен ногами. Опоры тахта выполнены в виде животных, напоминающих собак.

На краю его, справа от мужчины, примостилась коленопреклоненная фигура обнаженной женщины с длинными распущенными и спадающими книзу черными волосами. Далее вторая сцена: мужчина в длиннополом черном кафтане стоит на коленях, протянув руки к маленькой фигуре младенца.

Справа — коленопреклоненная женщина, которая передает или принимает на руки младенца. Рядом, еще правее, фигура другого мужчины в богатой одежде и развевающемся плаще.

Затем следует изображение «реки», в волнах которой плывет какое-то животное. Хорошо видна его ушастая с выпученными глазами морда, по обе стороны от которой расходятся, закручиваясь в спирали, усы.

На «реке» кое-где сохранился рисунок волн. Берег ее окаймлен бордюром растительного орнамента. Это — третья сцена. Четвертая — справа от реки. Здесь три фигуры: мужчина в длинном темно-сером богато орнаментированном кафтане и синем развевающемся плаще, другой персонаж в короткой голубой тунике, перехваченной широким красным поясом, и в длинной юбке с ровными остроугольными зубцами внизу, босые ноги его у щиколоток перевязаны шнурами с бубенчиками. Еще правее — босоногая фигура в светлом хитоне или плаще. Все они изображены движущимися влево, в сторону «реки».

Лучше других сохранилась пятая, заключительная сцена композиции, на которой крупным планом изображена волчица с двумя младенцами, припавшими к ее соскам. Голова волчицы повернута назад, к младенцам. Пасть ее чуть раскрыта. Передние лапы прижаты друг к другу, задние расставлены.

композ-волк

Композиция: волчица, кормящая младенцев (коридор 7. Рисунок В. М. Соколовского), и пятый (заключительный) фрагмент этой композиции (живопись).

Левый младенец изображен припавшим на колено, с протянутыми к соскам животного руками. Правый младенец сидит на корточках рядом, также под животом волчицы. Оба ребенка обнажены, довольно упитаны и, судя по величине изображения и пропорциям фигур, одного возраста. Правее от волчицы — последняя человеческая фигура, от которой сохранилась правая нога, низ кафтана и часть развевающегося плаща. Пожар и разрушения здания полностью уничтожили всю верхнюю часть живописи.

Открытая композиция с волчицей, кормящей младенцев, несомненно, является воспроизведением известного сюжета, бытовавшего в древней мифологии многих народов и канонизированного в античном Риме. В композиции угадывается напряженная обстановка, в которой действуют правитель, восседающий на троне, обнаженная с распущенными волосами женщина — мать младенцев, другие участники и наблюдатели утопления в «реке» и спасения младенцев и волчица, кормящая их.

Легенда о Капитолийской волчице, вскормившей подкидышей Ромула и Рема — основателей города Рима, как полагают, зафиксированная в VI—V вв. до н.э. у этрусков, была признана в Риме официально в III в. до н.э. и стала темой многих произведений античных писателей и историков, в том числе известной «Энеиды» римского поэта I в. до н.э. Вергилия, а также часто изображалась на монетах, геммах и других памятниках искусства вплоть до нового времени. Однако в восточной живописи она обнаружена впервые. Кроме того, этот памятник является первым известным нам в мировом искусстве живописным воспроизведением канонизированной древнеримской легенды, в котором четко и последовательно изображены все основные мотивы сюжета.