Иконы и русское православное благочестие в эпоху Возрождения

В русском православии моральное качество человека, основанное на богопочитании и выполнении религиозных и нравственных предписаний всегда отличалось от западного и даже от других православных церквей.

Святая Троица. Андрей Рублев

В России эпохи Возрождения религия подчеркивала благочестие и самопожертвование. Такая кротость была характерна для русского идеала, который поощрял самопожертвование в пользу большего блага, семьи или нации.

Спасение означало не только достижение индивидуального совершенства, но также преобразование общества и всего человечества в более благородные и святые формы. Считалось, что весь народ свят и что каждый аспект повседневной жизни можно освятить. Кроткое поведение и надлежащие манеры были и религиозным, и социальным долгом. Для русских христианство укрепило и расширило древние русские традиции, согласно которым каждый человек несет огромную ответственность за благополучие своих соседей и всего человечества.

Андрей Рублев. Богородица Владимирская

Владимирская икона Божией матери (конец XIV — начало XV вв.)

Художественным оформлением церквей в России эпохи Возрождения были иконы. Они избегали натуралистической и иллюзионистской визуализации и пространства, чтобы сосредоточить внимание на мире Бога. Ранние отцы церкви девятого века мудро решили, что культовая традиция как визуальное свидетельство веры больше обращается к сердцу, чем к интеллекту.

Икона Петр и Феврония

Икона Святых Петра и Февронии.

Распространенные мотивы икон – Христос, Богоматерь и святые. Часто изображаются сцены из Ветхого и Нового Завета, а также из церковной истории. К примеру, Петр и Феврония, канонизированные Русской православной церковью, являются православными покровителями семьи. Своими молитвами они низводят небесное благословение на тех, кто вступает в брак. Иконы ручной работы этих святых можно не только увидеть, но и приобрести на https://artnasledie.ru/pjotr-i-fevronija_90/.

Говорят, что картина открывает нам окно в мир. Иконы делают то же самое, за исключением того, что открывают нам окно в невидимый мир Бога, они открывают нам Царство Небесное. Они изображают не то, что мы встречаем в повседневной жизни, но вместо этого они показывают преображенный мир – мир, который видит душа, а не глаза.

В иконе мы являемся свидетелями целостного мира, образа вечности. Икона стала рассматриваться не только как произведение искусства, но и как свидетельство христианской веры в воплощение Бога.

Троица Андрея Рублева

Икона Святой Троицы Андрея Рублева (1411 или 1425-1427).

Таким образом, с одной стороны, иконы – это произведения искусства, обладающие мистической харизмой, с другой – они являются предметом молитвы и повседневной жизни верующего. Каждая икона является знаком Божьего присутствия и самой прямой формой божественного самосознания для православного верующего.

Кристина Хейлз, иконописец (США).