Религиозное изобразительное искусство Европы в эпоху Возрождения

Эпоха Возрождения стала отображаться в искусстве еще в 14 веке в Италии, начиная с произведений Массаччо и Джотто (1266-1337). Искусство четырнадцатого века представляло собой баланс средневекового искусства и новых достижений, включающих трехточечную перспективу.

Доменико Гирландайо. Фрески во Флоренции

Эпоха Возрождения стала отображаться в искусстве еще в 14 веке в Италии, начиная с произведений Массаччо и Джотто (1266-1337). Искусство четырнадцатого века представляло собой баланс средневекового искусства и новых достижений, включающих трехточечную перспективу.

Современник Донателло (1386-1466), крупнейший мастер флорентийской школы Томмазо Мазаччо (1501-1528) был наследником Джотто в живописи и положил начало раннему Возрождению в итальянской живописи начала 15 века, поддерживая тенденцию к твердости форм и натурализму лица и жестов, которую Джотто начал столетием ранее.

С 1425 по 1428 год Мазаччо завершил несколько панно, но наиболее известен цикл фресок, который он начал в капелле Бранкаччи с Мазолино (1383-1440). Мазаччо оказал глубокое влияние на более поздних художников, включая Микеланджело.

Троица. Мазаччо

«Троица» Мазаччо.

Переход от теистического мировоззрения к гуманизму

Часто термин Ренессанс используется для описания отношения к жизни, в котором Земля ценится больше, чем небеса, бессмертие славы больше, чем бессмертие души, радости плоти больше, чем аскетизм, стремление к успех больше, чем справедливость, индивидуальная и интеллектуальная свобода больше, чем авторитет, и классический гуманизм больше, чем христианство.

Эпоха Возрождения положила начало, наряду с более натуралистическими формами искусства, гуманистическим взглядом на мир. Это была новая заря, когда человек считал себя хозяином мира. Это светское мировоззрение, в котором Бог изолирован.

До эпохи Возрождения красота и святость были неразрывно связаны в искусстве, вызывали присутствие Бога. После подъема реализма движущей силой стали художественная виртуозность и соревновательность. Прежнее теистическое мировоззрение средневековья было разбито стремлением к плотским удовольствиям и политической власти, особенно в Риме.

Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов

Доменико Гирландайо. Поклонение волхвов (1485).

Доменико Гирландайо (1448-1494) был частью так называемого «третьего поколения» флорентийского Возрождения, наряду с Верроккьо и Сандро Боттичелли. Это новое отношение к реализму и иллюзионистской перспективе ясно отражено в искусстве того периода.

Но Ренессанс – это исследование контрастов, потому что верно также и то, что гению той эпохи редко можно было равняться и никогда не превзойти. Позже вся Европа, от Испании до Польши, захотела подражать итальянскому образцу живописи эпохи Возрождения.

Леонардо, Микеланджело и Рафаэль

Леонардо да Винчи (1452-1519) был художником, математиком, инженером и изобретателем, Микеланджело Буонаротти (1475-1564) – скульпторо, художником, архитектором и поэтом. Оба они были увлечены изучением того, как изображать мир природы. Для этой цели занимались даже вскрытием трупов, дабы точно изобразить мускулатуру человека.

 leonardo bogoroditsa mladenets xristos i svyataya anna

Леонардо да Винчи. «Богоматерь с младенцем Христом и святой Анной», или «Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом», или «Святая Анна втроём» (1500. Хранится в Лувре, Париж, Франция)

Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы

Микеланджело. Роспись свода Сикстинской капеллы (1508-1512).

Рядом с Леонардо и Микеланджело в качестве третьего великого художника Высокого Возрождения был Рафаэль Санти (1483-1520). Его смерть в 1520 году в возрасте 37 лет многими историками искусства считается концом периода Высокого Возрождения, хотя некоторые художники продолжали работать еще долгие годы в этом стиле.

Рафаэль. Мадонна Конестабиле

Рафаэль. Мадонна Конестабиле (ок. 1504, место хранения: Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).