Старинное изображение системы мира по Копернику (из книги Андрея Целлария «Гармония макрокосмоса», 1661 г.)
Когда была написана книга «О вращении небесных сфер»?
Состоящий из 212 листов in quarto манускрипт был разделен первоначально на восемь следующих книг:
- I. Введение (главы I — IX современной первой книги по печатному тексту «Вращений»),
- II. Тригонометрия (гл. XII—XIV первой кн.).
- III. Суточное вращение (гл. I—XIII второй кн. печатного издания).
- IV. Астрономические приборы (гл. XIV второй кн.). и каталог неподвижных звезд.
- V. Видимое движение Солнца (совр. III кн.).
- VI. Движение Луны (IV кн.).
- VII. Движение планет по долготе (V кн.).
- VIII. Движение планет по широте (VI кн.).
Первым был составлен каталог неподвижных звезд.
Это определяется из следующих соображений — в каталоге указаны положения апогеев планет, которые Коперник считал неподвижными, но нет апогея Солнца. Это показывает, что каталог составлен после 1516 г., когда Коперник установил движение апогея Солнца, по до 1523 г., когда он определил современное ему положение апогея Марса.
Время написания первой книги может быть уточнено при внимательном ее чтении. В главе X говорится, что «до Луны расстояние будет 38 земных радиусов, если следовать Птолемею; а по более истинной оценке более 49 (как будет показано ниже)» [25]. Если же мы обратимся к четвертой книге «О вращении небесных сфер», трактующей о Луне, то там наибольшее расстояние от центра Земли до Луны по наблюдениям 1522–1524 гг. определено как 5642/69 частей земного радиуса, а наименьшее — 52 17/60 [26].
Отсюда следует, что первая половина первой книги написана не раньше 1524 г.
Следует учесть, что работу Коперника над созданием и оформлением новой теории, по свидетельству Ретика, особенно стимулировал друг Коперника, каноник, а позже епископ Тидеман Гизе, с которым Коперник совместно пребывал в Фромборке в 1516 и в 1523—1524 гг.
В июне 1524 г. Коперник отправляет письмо Бернарду Ваповскому по поводу книги Вернера о движении восьмой сферы, в котором он отказывается изложить собственное мнение, «так как ото предназначено для другого места», т. е. для книги «О вращении небесных сфер». Отсюда следует, что время написания этой книги — 1524 год.
Что же касается второй половины этой книги, посвященной изложению тригонометрии, то плоская тригонометрия изложена здесь по Птолемею, сферическая же существенно отличается и во многих чертах носит оригинальный характер. Эта часть первоначально была написана довольно рано, одной из первых, но манускрипт носит следы позднейшей переработки этого материала, на чем мы еще остановимся ниже.
Вторая книга состояла из двух частей. Вторая часть представляла собой как бы предисловие к каталогу неподвижных звезд и, следовательно, может быть отнесена к наиболее раннему времени, первая же часть (главы I—XIII) посвящена изложению вопросов об астрономических измерениях и вычислениях — определению значений склонений и прямых восхождений при различных углах наклона эклиптики с экватором, значит, она написана после завершения разработки теории прецессии, изложенной IІІ книге, т. е. после 1525 г. Может быть, что эти главы написаны уже после приезда Ретика в 1538 г. при подготовке рукописи к печати.
Третья книга датируется 1525—1520 годами на основании простейших хронологических расчетов.
Четвертая книга (движение Луны) и пятая (движение планет по долготе) датируются по содержащимся в них указаниям на время наблюдений промежутком между 1525 и 1530 гг.
Значительная часть шестой книги, касающейся вычислений движений планет по широте, была написана скорее всего после того как в 1538 г. Коперник получил от Ретика греческий текст «Альмагеста» Птолемея, так как. здесь во многих случаях приводится буквальный перевод с греческого текста.
Таким образом, можно наметить три периода работы Коперника над оформлением своей теории, касающейся гелиоцентрической системы мира:
- первый (1515–1519) — создание общих принципов, первая и вторая книги «Вращений»;
- второй (1523–1530) — третья, четвертая и пятая книги;
- третий, заключительный (1538–1542) — шестая книга и окончательная подготовка к изданию.
Издание книги и варианты ее названий
Неизвестно, как сложилась бы судьба книги «О вращении небесных сфер», если бы в 1538 г. к Копернику не приехал с целью непосредственного ознакомления с новой теорией молодой профессор из протестантского Виттенберга Георг Иоахим фон Лаухен, называвший себя по имени своей прародины Ретии Ретиком.
Дело в том, что хотя Коперник и не делал особых секретов из своего учения (об этом свидетельствует, в частности, и «Малый комментарий», распространявшийся в списках, и тот факт, что уже в 1533 г. Иоганн Видманштадт в присутствии ряда высших церковных сановников объяснял коперниковскую теорию папе Клементу VII, а Николай Шонберг, капуанский кардинал, в 1536 г. прилагал усилия, чтобы ближе ознакомиться с новой теорией, и просил Коперника переслать ему копию своей работы, обещая оплатить труд переписчиков), он, видимо, колебался в решении вопроса о публикации своей книги.
Лишь объединенные усилия Ретика, сумевшего высоко оценить гениальный труд Коперника, и Тидемана Гизе привели, наконец, к тому, что Коперник дал согласие на издание своей книги и приступил, наконец, к подготовке рукописи к печати. Но еще до того, как книга Коперника вышла в свет, сам Ретик весной 1540 г. издал в Гданьске «Первое повествование» (рис. 6) с изложением новой теории.
Рис. 6. «Первое повествование» Ритика.
В 1541 г. в Базеле вышло и второе издание книги Ретика, но «Второго повествования» уже не потребовалось — в марте 1543 г. и Нюрнберге в конце концов вышла из печати книга под названием: «Nicolai Copemici Torunensis de Revolutionibus Orbium coelestium Libri VI». Прежде чем сказать несколько слов о переводе этого названия па русский язык, напомним, что по известному преданию, подкрепляемому свидетельством Тидемана Гизе, авторский экземпляр этой книги прибыл в Фромборк и был вложен в руки тяжело больного Коперника 26 мая того же, 1543 года, за несколько часов до смерти автора. Так конец жизни ученого совпал с началом бессмертия его учения.
За книгой давно закрепилось сокращенное латинское название «Do Revolutionibus», польское «Ob obrotach», и русское «О вращениях» (рис. 7).
Рис. 7. Титульный лист первого издания книги Коперника «О вращениях».
Что касается полного латинского названия, то следует прежде всего сказать, что вопрос о том, как сам Коперник назвал свое произведение, до сих пор не выяснен. В самом манускрипте, дошедшем до нас, заглавие отсутствует. В посвящении папе Павлу VI Коперник называет свой труд «De Revolutionibus Sphaerarum Mundi», в заглавиях отдельных глав в рукописи сказано просто: «Liber Revolutionum», заглавие же самого издания принадлежит, скорее всего, издателям. Тем не менее оно прочно утвердилось, и для его перевода следует еще подумать над словом «orbis», обозначавшим в латинском языке сначала окружность, диск, круговое движение, а позже — и сферу, шар.
Именно в последнем смысле, скорее всего, оно и употребляется здесь, о чем говорит и заглавие, указанное в посвящении, и латинский оригинал текста, где Коперник прямо ставит знак равенства между обоими терминами: «orbis vel (или) sphaera». Если вспомнить, что «coelestis» означает «небесный», то наиболее адекватным следует признать такой перевод: «О вращениях небесных сфер», который и был принят И. Н. Веселовским при издании сочинений Коперника на русском языке.
Научный подвиг Коперника
Чтобы в немногих словах, и в то же время достаточно ярко и значимо охарактеризовать научный подвиг Коперника, достаточно обратиться к словам Энгельса:
«Революционным актом, которым исследование природы заявило о своей независимости... было издание бессмертного творения, в котором Коперник бросил... вызов церковному авторитету в вопросах природы. Отсюда начинает снос летосчисление освобождение естествознания от теологии, хотя выяснение между ними отдельных взаимных претензии затянулось до наших дней и в иных головах далеко еще не завершилось даже и теперь. Но с этого времени пошло гигантскими шагами также и развитие наук, которое усиливалось, если можно так выразиться, пропорционально квадрату расстоянии (во времени) от своего исходного пункта» [27].
Многие из положений учения Коперника представляли собой большие открытия, важные не только для астрономии, но и для всего естествознания в целом. Однако еще более важным было значение теории Коперника для того переворота в мировоззрении, который был непосредственно или опосредственно ею вызван.
Как известно, церковь поддерживала геоцентрическую модель мира по Птолемею и учение Аристотеля, по которому, опять же, Земля, вместе с окружающим ее «подлунным миром» расположена в центре всего, ибо состоит из самых тяжелых элементов, ни один из которых не вечен. «Надлунный» же мир обладает свойствами «чистоты» и «нетленности», резко отличающими его от земных. Эти положения, в самом деле, не задевали догматов священного писания о том, что бог создал человека «по своему образу и подобию» и все в природе приспособлено к его существованию: покоящаяся в центре мира Земля — для его обитания, движущееся вокруг нее Солнце — для света и тепла и т. д.
Учение Коперника с его гелиоцентрической системой мира, в котором Земля перестает занимать привилегированное положение и становится одной из рядовых планет, движущихся вокруг Солнца, не могло не вызывать сомнений в истинности и непоколебимости библейских догм, не в них абсолютизировалась истина, ее можно и нужно было искать.
Вот в чем состоял удар нового учения, наносившийся теологии в ее самое чувствительное место. Его последствиями были революционные изменения в образе мышления, осознание необходимости нового подхода к изучению закономерностей окружающего мира, без чего был бы немыслим тот бурный процесс развития научного естествознания, который начался вскоре после опубликования гениального труда Коперника, процесс естественнонаучной революции нового времени, по праву называемой коперниканской.
См. в разделе Книги: Белый Ю.А. Коперник, коперниканизм и развитие естествознания // Историко-астрономические исследования. Выпуск XII. – М.: Наука, 1975. С. 52-61.