Вильнюсский университет в ХVII веке. Учение Коперника и натурфилософия

Среди достижений естественных наук, имевших глубочайшее влияние на разум человечества, первое место занимает гелиоцентризм, или учение Коперника.

Вильнюсский университет

Предполагают, что впервые лекции о строении Вселенной по теории Коперника были прочитаны в Испании, в Саламанкском университете в 1561 г. До начала XVII в. система Коперника отвергалась даже в Сорбонне. Похожее, что в некотором отношении худшее положение было в Польше, особенно в Кракове, где преобладали средневековые методы обучения.

Распространение учения Коперника означало освобождение естественных наук от теологии, освобождение ума от религиозных догм. Гелиоцентрическая система мира в первую очередь была признана в самых развитых странах.

В иезуитском Вильнюсском университете эта система, хотя и имела сторонников уже с первой половины XVII в., но публично была признана только в XVIII в. — примерно в то же время, как и в Краковском университете, несмотря на то, что имя Коперника в Вильнюсском университете и в астрономической печати Литвы упоминалось с начала XVII в. (и с большим почтением) — на полвека раньше, чем в соседней Латвии, России и в некоторых других европейских странах.

Уровень астрономической науки в Вильнюсском университете

Астрономическая наука начала развиваться в Литве в XVI в. с учреждением Вильнюсского университета (1579), где наряду с математикой преподавалась и астрономия. Университет был основан всего лишь спустя 36 лет после опубликования в 1543 г. гелиоцентрической системы Коперника, произведшей революцию в астрономии. Книга Коперника «Об обращениях небесных сфер» вскоре после того как была напечатана, попала в Вильнюс, в библиотеку короля Сигизмунда Августа.1 Скорее всего, она была привезена сюда самим Ретиком, жившим некоторое время в Вильнюсе.

Об уровне астрономической науки в Вильнюсском университете свидетельствует курс астрономии неизвестного преподавателя, записанный в 1603 г.2 Лекции этого курса, несомненно, высокого уровня. В них применены математические методы, много схем и чертежей. Рассматривая движение сфер, автор курса указывает вторую главу книги Коперника, где говорится о движении Земли, хотя в целом автор придерживается мировоззрения Птолемея.

Научная школа Освальда Кригера

Первым известным нам преподавателем астрономии был профессор математики Освальд Кригер (1598—1665), написавший немало трудов по математике, физике, механике и др. Два раздела его работы «Compendium mathematicarum disciplinarum» (1632) были посвящены астрономии: «Сфера» («Tractatus de sphaera») и «Астрономия» («Tractatus astronomicus»). Большинство работ Кригера имело практическое значение; в своих суждениях он опирался на результаты экспериментов и наблюдений.

Дух экспериментаторства был характерен для эпохи Галилея. Этим духом был проникнут и Вильнюсский университет, с которым Галилей поддерживал научные связи. Работы Кригера отличались новизной и оригинальностью идей. Следуя геоцентрической системе Птолемея в астрономии, Кригер тем не менее горячо поддерживал математические идеи Галилея.

Довольно скоро нашли свой отклик в Вильнюсском университете и астрономические труды Галилея: еще при его жизни Кригер со студентами наблюдали в телескоп открытые Галилеем спутники Юпитера. Кригер отличался творческой инициативой: им была создана своя математическая школа. Студенты Кригера Ионас Рудамина, Я. Дусятский и Альберт Дыблинский под его руководством написали и издали в Вильнюсе свои астрономические труды, первые на территории современной   европейской части СССР.

Ионас Рудамина

Математико-астрономический труд Рудамины «Illustriora theoremata et problemata mathematica...» (1633) написан в основном на материале университетских лекций. Но в нем отражены и новые достижении XVII в., и даже некоторые смелые идеи, вошедшие в естественные науки наших дней и составившие их математическую основу.

В своей книге Рудамина описывает недавно изобретенный Галилеем телескоп (tubus astronomicus) и упоминает о ведущихся в Вильнюсе наблюдениях за открытыми Галилеем спутниками Юпитера. В своих астрономических рассуждениях Рудамина опирается на Птолемея, Коперника, Галилея, Тихо Браге и на другие авторитеты, сравнивая систему Коперника с другими системами мира. Поэтому остается неясным, на каких основаниях автор недавно вышедшей книги о гелиоцентризме в Польше Б. Беньковска утверждает, что «он [Рудамина] даже не упомянул о существовании разных теорий строения Вселенной, а попросту сказал, что все небо оборачивается вокруг Земли через 24 ч., не упомянув ни о Птолемее, ни о Тихо, ни тем более о Копернике»3.

Альберт Дыблинский

«Centuria astronomica» (1639) Альберта Дыблинского прежде всего опирается на средневековую астрономию, занимавшую еще достаточно прочные позиции в мировой науке. Большинство вопросов автор объясняет в духе Аристотеля и Птолемея. Но Дыблинский использовал и работы Коперника, хотя не всегда трактовал тот или иной вопрос с его позиций. Упоминая о нем, Дыблинский отзывается с большим уважением, называя его «великий Коперник» («Magni Copernici») или «великий Николай Коперник, каноник вармийский» («Magni Nicolai Copernici canonici Varmiensis», с. 91).

Некоторые вопросы Дыблинский излагает по-коперникански, но не всегда эти изложения доводит до конца. Рассказывая, например, о движении планет вокруг Солнца, он говорит об обращении Сатурна, Юпитера, Марса, Венеры, Меркурия, не упоминая об обращении Земли вокруг Солнца. Рассматривая движение планет с гелиоцентрических позиций, Дыблинский использовал не только теоретическое учение, но и свои телескопические наблюдения фаз Венеры и Меркурия в связи с видимым положением этих планет относительно Солнца.

Руководствуясь коперпиканским учением для объяснения некоторых небесных явлений, Дыблинский, вероятно, пользовался книгой Коперника «Об обращениях небесных сфер», которая, по-видимому, в то время уже была в библиотеке университета (где она хранится и в настоящее время).

Знакомясь с книгой Дыблинекого, изложением материала в ней, использованными источниками, можно прийти к выводу, что в то время она была довольно прогрессивной и, возможно, одной из лучших книг, в популярной форме излагающей основы астрономии. Это подтверждает и тот факт, что даже спустя 68 лет после выхода в свет «Centuria» была переведена на русский язык.

библиотека вильнюсского университета

Научные труды, изданные в Вильнюсе в XVII веке

Читая другие книги, изданные в Вильнюсе в XVII в., большая или меньшая часть которых посвящена астрономии, приходим к выводу, что авторам книг (Stаnсуkiеwiс J. Exegesis festivitatis paschalis, 1646; Вiatкоwsкi N.С. Theorocentrica sive mathematicae de punctis et centris considerationes, 1644; Poszapоwsку J. Universa meteorologija, 1643; Кarwosiecki W. Theoremata catoptrocaustica. Seu de speculis historiis, 1636; Mtоdzianоwski J. Theoremata de oculo, 1641) была хорошо известна теория Коперника.

Кроме чисто календарных вопросов, Я. Станцикевич дает и астрономические сведения о солнечном годе (с. 41-46), о лунном годе (с. 52-61), о солнечном цикле (с. 85-96). Говоря о солнечном годе, автор упоминает о вычислениях Коперника и об им установленных терминах (с. 44).

И. Млодзяновский говорит об исследованиях Коперника и Тихо Браге, посвященных определению расстояний до звезд и планет и подчеркивает, что «великий Коперник» указал, что расстояние постоянных звезд от Солнца гораздо больше, чем расстояние Солнца от Земли. В книге также рассматриваются особенности устройства телескопа.

Некоторые математико-астрономические труды XVII в. сохранились в рукописях. Одна из старейших — рукопись учебника «Elementale mathematicarum disciplinarum. Elementale astronomicum» (1629—1630) A. Милевского.4

Астрономия в ней изложена с геоцентрических позиций. По наряду с системой Птолемея здесь дается объяснение системам Коперника и Тихо Браге. Рукопись Милевского — первая из известных нам рукописей, и которой помещен схематический рисунок системы Коперника.

Философский факультет университета. Натурфилософия

С момента основания Вильнюсского университета в нем было два факультета: философский и богословский, причем первый был как бы подготовительным по отношению ко второму. Учеба па философском факультете продолжалась три года. Здесь преподавали философию, математику, географию, историю и свободные науки (litterae humaniores); латинский и греческий языки, риторику, поэтику, грамматику.

Курс философии излагался в течение трех лет. Это была схоластическая философия, появившаяся в Литве во второй половине XVI в., когда сюда прибыли иезуиты, чтобы бороться с распространявшейся реформацией. В Вильнюсском университете, как и в других европейских университетах того времени, курс философии состоял из четырех частей: логики, натурфилософии, метафизики и этики.

Самой значительной частью философского курса была натурфилософия или физика (philosophia naturalis seu physica). В нее входила и астрономия.

Форма преподавания физики не отличалась от других схоластических дисциплин. Самым большим авторитетом, как и в схоластической философии, считался Аристотель, и фактически преподавалась его натурфилософия, поддерживаемая средневековыми схоластами Фомой Аквинским, Дунсом Скоттом, Вильямом Оккэмом, а также известными теоретиками иезуитов XVI—XVII вв.: Суарецом, Арриагой, Фонсекой, Толетом и другими.

Некоторые преподаватели опирались и на Роджера Бэкона, хотя иногда и критиковали его взгляды. Находились преподаватели, которые критиковали и Фому Аквинского. хотя положения о преподавании (Ratio Studiorum), установленные руководством иезуитского ордена, предписывали отзываться о Фоме Аквинском только с почтением. В предписаниях также указывалось на то, что самовольно нельзя излагать какие-либо новые доктрины, не одобренные руководством ордена.

Представителей новой науки разрешалось только критиковать. Но и в критических высказываниях, хотя и не столь широко, сообщалось о прогрессивных идеях в области естественных наук и взглядах известных ученых: Декарта, Коперника, Тихо Браге, Галилея, Бруно, Кеплера, Кирхера, Гарвея и др.

Таким образом, студенты имели возможность сравнивать науку нового времени со схоластической. Конечно, это зависело от взглядов и широты знаний преподавателей. Одни из них ограничивались только сообщением, что взгляды ими называемых ученых ошибочны или запрещены, другие объясняли их подробнее.

Разъясняя строение Вселенной, большинство преподавателей знакомило студентов с тремя основными системами: Птолемея. Коперника и Тихо Браге. Система Коперника преподносилась как гипотеза, иногда сильно критикуемая, но характерно, что так или иначе студенты знакомились с ней. Так, например, неизвестный профессор XVII века, сообщая о системе Коперника как о гипотезе, излагал ее подробнее, чем обе «истинные системы»:

«Раньше ученые, такие, как Аристотель, Платон, Птолемей и др., ставили в центре Вселенной Землю. Коперник поставил Солнце. Вокруг него вращаются Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн. В том порядке, в каком они названы. Следуя дальше от Сатурна в бесконечность, располагается небо постоянных звезд (caelum stellarum fixarum). А вокруг Земли вращается Луна»5.

Дальше автор говорит, что прежде чем принять эту систему, следует выяснить движение в ней. Рассказывает, какова длительность обращения каждой планеты вокруг Солнца, Луны — вокруг Земли. Разъясняет «вторичное» движение Земли, называемое суточным, когда Земля вращается с запада на восток и т. д. Для опровержения этой «гипотезы» автор цитирует 103-й псалом о неподвижности Земли и поясняет, что 5 марта 1610 г. папское министерство — конгрегация — запретило учение Коперника как ошибочное и противное божественному писанию и учению святых отцов, утверждающих, что священное писание нужно принимать как истину.

Подобным же образом знакомят с тремя системами и другие авторы, подчеркивая, что система Коперника запрещена. Особенно достойны внимания изложение и оценка системы Коперника в студенческих записях курса астрономии 1645 г.6 (По новым исследованиям проф. д-ра Р. Плечкайтиса и д-ра П. Рабикаускаса эти лекции прочитаны О. Кригером).

Давая объяснение всем системам, О. Кригер особо выделяет систему Коперника, положительно отзывается о ней, называя его открытие удивительным. Из этого совершенно ясно, что он сторонник этой системы: «Николай Коперник, вармийский каноник, объясняя все явления неба, своим замечательным открытием поместил на все времена неподвижное Солнце в центре Вселенной, доказал, что вокруг Солнца движется Земля, вокруг Земли — Луна, а дальше над Луной — Меркурий, Венера и так далее, в соответствии со взглядами современных астрономов. Великий Коперник мудро раскрыл зто расположение сфер, чем наглядно показал, на что способен человеческий разум; однако в связи с изданием какой-то итальянской книжки в защиту Коперника, церковь запретила его теорию как безусловно противоречащую священному писанию, утверждающему во многих местах, что Солнце движется, а Земля находится в покое».

Это показывает, что уже в середине XVII в. были преподаватели, которые понимали и ценили прогрессивность системы Коперника, не избегая об этом говорить со студентами, и идеи Коперника, хотя и с трудом пробивавшие себе путь, с течением времени все прочнее обосновывались в Вильнюсском университете.

Научные открытия XVII в. подтвердили правильность гелиоцентрической системы Коперника, однако ее не утвердили в мировых научных центрах. В официальных лекциях в университетах, за небольшим исключением, и в XVIII в. система мира все еще объяснялась по Птолемею. Только в 1782 г. глава Вильнюсского университета Ян Снядецкий публично выступил в защиту учения Коперника. В старейших университетах Америки, Йельском и Гарвардском, системы Коперника и Птолемея излагались параллельно до конца XVIII в.

Матулайтите С. Учение Коперника в Вильнюсском университете в ХVII – начале XIX вв. // Историко-астрономические исследования. Выпуск XII. – М.: Наука, 1975. С. 73-82.

Сноски

1) Нагt1еb К. Bibljoteka Zygmunta Augusta. Lwow, 1928, с. 168.
2) Центр, гос. ист. архив Литов. ССР, ф. 1135, д. 2-38, 280 л.
3) Вienkоwskа В. Kopernik i heliocentryzm w Polskiej kulturze umyslowej do konca XVIII wieku. Wroclaw[i in], Zakl. Narodowy im. Ossolinskich, Wydawn. Polskiej Akad. Nauk, 1971, 295 с (Zaklad Historii Nauki i Techniki Polskiej Akad. Nauk, Studia Copernicana III), стр. 116.
4) Рукописный отд. Вильнюсского гос. ун-та (в дальнейшем — ВГУ), ф. 3-2319.
5) ВГУ, ф. 3-2010, л. 129-130.
6) ВГУ, ф. 3-2097, л. 670.