Новое в поисках эндогенных руд

Металлогения — наука, изучающая закономерности распределения месторождений металлов в пространстве и во времени, в связи с общим ходом тектонического  развития земной коры.

Известно, что месторождения одного типа обычно группируются в границах  определенного района, имеющего свои особенности   геологического строения и развития, и зависят от ряда факторов — структурных, магматических и литолого-стратиграфических. Тщательное изучение структуры  земной коры и закономерностей ее формирования имеет, таким  образом, не только теоретическое, но и   большое практическое значение. Чем лучше   мы изучим факторы, влияющие на размещение полезных ископаемых, тем легче будет обнаружить их залежи.

Здесь требуются улучшение методики прогнозирования полезных ископаемых, более основательная разработка научных основ их поисков. Причем важнейший элемент такой работы — более глубокое познание тектонических условий, которые непосредственно определяют локализацию залежей и месторождений полезных ископаемых, образующих обычно целые рудные зоны и пояса.

Установлено, что геосинклинали (подвижные зоны земной коры), а также платформы (стабильные участки) на разных стадиях своего развития характеризуются наличием определенных магматических формаций, с которыми связаны рудные месторождения полезных ископаемых определенного состава.

Изучению тектонических закономерностей распространения полезных ископаемых в связи с развитием геосинклинальных областей посвящены книги доктора геолого-минералогических наук А. Д. Щеглова «Эндогенная металлогения Западного Забайкалья» (1966), «Металлогения областей автономной активизации» (1968), «Металлогения срединных массивов» (1971), отмеченные Государственной премией СССР 1973 г. В этих работах развиты теоретические основы прогноза месторождений полезных ископаемых, представляющие новое направление в геологии. Выдвинутые автором положения легли в основу методики поисков эндогенных (глубинного происхождения) руд, с помощью которой в последние годы были открыты месторождения цветных и редких металлов.

Автором было обращено внимание на малоисследованные с точки зрения поисков полезных ископаемых срединные массивы, представляющие собой обломки древних платформ, сохранившиеся среди геосинклинальных поясов разного возраста. Они имеют широкое распространение на территории нашей страны. Таков Байкальский срединный массив со слюдяными месторождениями, залегающими среди архейских пород (возраст более 2 млрд, лет). Сюда относятся также Кокчетавский массив (север Казахстана), Восточно-алтайский массив с железнорудными проявлениями и никеленосными интрузиями (внедрениями), Таримский массив Центральной Азии, окаймляющийся Тянь-Шанем, и ряд массивов на востоке Сибири, геологическое строение которых остается пока еще малоизученным. Специфические условия их расположения и развития определяют распространение здесь интересных металлогенети-ческих провинций. Срединные массивы являются крупными рудными районами, имеющими важное экономическое значение. В них автор выделяет три резко различные группы месторождений по особенностям своего проявления.

В первую группу входят месторождения кристаллического фундамента массива, сложенного измененными породами докембрий-ского возраста (свыше 600 млн. лет) — здесь обычно находят месторождения железа, графита, марганца, флогопита, а также пегматитовые месторождения с редкими минералами и драгоценными камнями.

Следующая группа месторождений связана с развитием окружающих массивы геосинклинальных прогибов. В пределах массивов возникают многочисленные гидротерминальные (связанные с горячими источниками) месторождения, среди которых главную роль играют молибденовые и медно-молибде-новые месторождения, которые локализуются в относительно узких краевых складчатых зонах массивов.

Третья группа месторождений полезных ископаемых обусловлена активизацией тектоно-магматических процессов, в связи с чем возникают многочисленные месторождения олова и вольфрама, свинца и золота. Особенность этих месторождений: их обнаруживают на всей площади массивов, но чаще всего в зонах молодых тектонических нарушений (разломов) жесткого сооружения фундамента.

Определяя закономерности размещения полезных ископаемых, автор пришел к выводу о наличии в пределах геосинклинальных областей особой группы рудных образований, возникших в специфических геотектонических условиях. После завершения геосинклинального этапа тектонического развития на некоторых территориях возникали условия, близкие к платформенным. Затем в отдельных районах, таких, например, как Забайкалье, Тянь-Шань, Саяны, произошло оживление тектонических движений и широко распространились процессы тектоно-магматиче-ской активизации. Эта стадия развития земной коры привела, как считает А. Д. Щеглов, к образованию области автономной активизации, характеризующейся специфическим комплексом рудных месторождений, таких, как гидротермальные месторождения олова, вольфрама, редких земель, висмута. Они обычно связаны с малыми трещинными интрузиями различного состава, внедряющимися в зону с начальной стадией развития такой области. В следующую стадию развития образуются месторождения флюорита, барита, марганца, полиметаллов, сурьмы, ртути, связанные с щелочными интрузиями. Положение этих интрузий и соответственно рудных залежей обычно определяется разломами, имеющими ту или иную ориентировку.

Выявление и изучение областей автономной активизации, а также всего комплекса месторождений, образование которых обусловлено тектоно-магматическими процессами, помогает открывать новые рудные районы и новые типы месторождений не только в малоисследованных регионах, но и на площадях, которые казались неперспективными с позиций прежних представлений об особенностях их металлогенического развития.

Проведенные автором теоретические исследования позволили в конкретном районе — в Забайкалье выделить три разновозрастные складчатые области: байкальскую (возраст — около 500 млн. лет), каледонскую (свыше 300 млн. лет) и герцинскую (свыше 200 млн. лет), характеризующиеся специфическими особенностями металлогении, связанными с конкретными тектоническими условиями, процессами осадконакопления и магматизма. В совершенно автономную группу месторождений автор выделил рудные образования, возникающие в период мезозойской активизации тектоно-магматических процессов в этом районе. С древними байкальскими комплексами связаны в основном слюдоносные пегматиты, с палеозойскими — магматические месторождения хрома, титана, железа, гидротермальные залежи меди, железа, реже полиметаллов. С процессами мезозойской активизации, как установлено автором, связано возникновение месторождений молибдена и вольфрама, а также месторождений флюорита, золота, барита, ртути и сурьмы.

Таким образом, научное направление, разработанное А. Д. Щегловым, позволило изучить и освоить новые естественные богатства нашей страны, сырьевые ресурсы, необходимые для различных отраслей народного хозяйства.