Б. А. Чагин почти всю свою жизнь посвятил разработке проблем ленинского этапа в марксистской философии. Его труды, анализирующие вклад В. И» Ленина в разработку марксистского понимания роли субъективного фактора в истории, подводят итоги многолетних исследований ленинских философских идей.
Современный ревизионизм, извращая подлинные взгляды В. И. Ленина, пытается противопоставить Ленина Марксу под тем предлогом, что Ленин будто бы, особенно в годы, предшествовавшие первой мировой войне, отрицал активно-творческую роль человека.
В работах Б. А. Чагина прослеживается ленинский подход к решению проблем субъективного фактора и раскрывается творческий подход В. И. Ленина к решению этой проблемы на различных этапах революционного движения.
Люди сами делают свою историю. В своей деятельности они руководствуются определенными идеалами, ставят перед собой цели и борются за их осуществление. В течение тысячелетий люди принимали свои идеалы, сознательно вырабатываемые цели деятельности за причину исторического развития. Материалистическое понимание истории, открытое Марксом и Энгельсом, не отрицает роли идеалов в развитии истории, но показывает, что источником идеалов, целей человеческой деятельности является развитие материальных условий жизни, т. е. объективных условий деятельности человека.
Сочетание объективного и субъективного факторов в истории в каждый конкретный период имеет свою специфику, и сложность познания социальных явлений заключается именно в чрезвычайном многообразии условий, которые воздействуют на ход исторического развития.
Б. А. Чагин показывает, что В. И. Ленин всегда рассматривал действие субъективного фактора в рамках объективных отношений и условий, в значительной мере являющихся кристаллизовавшейся формой предшествовавшей деятельности людей. Объективные условия определяют в целом характер, структуру и направление действий субъективного фактора. Но неправильно, подчеркивает Б. А. Чагин, все многообразные стороны, формы и черты субъективного фактора в истории выводить непосредственно из объективных условий, ибо субъективный фактор обладает относительной самостоятельностью развития. Возрастание роли субъективного фактора в истории, пишет Б. А. Чагин, составляет важнейшую сторону исторического процесса.
Особенно велика роль субъективного фактора в периоды крупных исторических переворотов. Успех восстания, революции, подчеркивал Ленин, подчас целиком зависит от политической сознательности и зрелости, решимости и воли, организованности и способности класса под руководством революционной партии пойти на смелые, решительные действия.
Специально Б. А. Чагин анализирует роль субъективного фактора в социалистическом обществе. Социализм вносит коренное изменение в соотношение между сознательностью и стихийностью. При социализме значительно расширяются сознательная деятельность народных масс, их творческая активность, воля, организованность. Но социалистические общественные отношения не гарантируют от проявлений субъективизма» т.е. отрыва субъективного фактора от объективных условий,
Б. А. Чагин подробно рассматривает гносеологические и социально-политические корни субъективизма, показывая, что общественная практика, соединенная с наукой, является той основой, которая надежно предохраняет от субъективизма, но подчеркивает, что важнейшим условием ликвидации проявлений субъективизма является усовершенствование и развертывание социалистической демократии, привлечение масс к управлению государством.
Книга Б. А. Чагина о Плеханове является фундаментальным исследованием философских взглядов Г. В, Плеханова, показывающим» исходя из ленинских оценок, действительную роль Плеханова в развитии марксистской философии. В книге прослеживается эволюция Плеханова от народничества к марксизму, анализируется его борьба в защиту марксизма, при этом устраняется недооценка роли Плеханова в развитии философии марксизма, имевшая место раньше в советской литературе, и раскрывается его талант незаурядного марксистского теоретика, внесшего существенный вклад в разработку таких проблем марксистской философии, как материалистическое понимание истории, исследование роли личности в историческом процессе и др.
Все три книги, отмеченные премией имени Г. В. Плеханова, связаны единством проблематики, так как прослеживают развитие марксистской философии, главным образом проблем исторического материализма, с конца XIX в. до настоящего времени, раскрывая тесную, неразрывную связь марксистско-ленинской философии с повседневными запросами практики общественного развития.
Наука и человечество. 1975. Сборник - М.: Знание, 1974.