Но за это время было сделано столько, что общество смогло перешагнуть сразу через несколько ступенек в своем историческом развитии.
Именно в этот период древние металлурги совершили подлинный переворот в своем деле — вместо мягких, гнущихся медных инструментов они изобрели более твердый и прочный сплав, который мы ныне называем бронзой.
Именно в бронзовом веке происходит концентрация ремесла, когда на древних памятниках мастерские ремесленников занимают уже целые кварталы, а сами поселения резко увеличиваются в размерах. Вырастают настоящие города с монументальными дворцами и храмами, с лавками ремесленников и купцов-тамкаров, караваны которых все дальше и дальше проникают в соседние страны. Именно с бронзовым веком связан переход от собирательства и пастушества к земледелию и скотоводству, совершивший переворот в экономике человечества.
Первые великие цивилизации древности, выросшие в долинах крупных рек Тигра, Евфрата, Нила, Инда и др., своим расцветом были во многом обязаны успехам, достигнутым скромными земледельческими общинами этих областей, жившими в меднокаменном и бронзовом веке.
Но когда и где появилось впервые земледелие на территории, которую занимала Российская империя и позже — СССР? Кто был создателем древнейших земледельческих культур? Существовал ли единый центр их формирования или же таких центров было несколько?
До недавнего времени все истоки важнейших изобретений человечества (в том числе и земледелие) связывались, как правило, с цивилизацией великих рек Востока. Однако теперь с этим мифом пришлось расстаться. Еще в 20-х годах выдающийся советский ученый Н. И. Вавилов указал на горные районы тропиков и субтропиков с их пышной флорой дикорастущих злаков как на подлинную родину земледелия. И работы археологов подтвердили вскоре это самым блестящим образом.
Оказалось, что не было какого-либо одного избранного народа — первооткрывателя земледелия, искусственного выращивания растений, который бы передал его затем своим соседям, прозябавшим дотоле во мраке и невежестве.
История Российского государства показывает, что уже в глубокой древности существовало три основных центра земледелия. В Молдавии и на правобережной Украине в VI тысячелетии до н.э. мелкие общины охотников и рыбаков начинают приручать быка и свинью и выращивать пшеницу-однозернянку. Позднее, в IV—III тысячелетиях до н. э., здесь складывается своеобразная и яркая раннеземледельческая культура, получившая название трипольской.
Трипольские поселения состояли из просторных глинобитных домов с чистым, сухим полом, покрытым обожженной глиняной обмазкой. Внутри дома находились массивная печь и крестообразный глиняный жертвенник. По сравнению с жалкими хижинами и пещерными стоянками охотников каменного века это был подлинный скачок, рождение настоящей архитектуры.
Второй очаг раннеземледельческой культуры возникает в V тысячелетии до н. э. на Кавказе.
Тот же процесс, по крайней мере с VI тысячелетия до н. э., наблюдается и на юго-западе Средней Азии, в Туркмении. Древние обитатели поселения Джейтун уже разводили в это время овец и коз и выращивали пшеницу и ячмень. Таким образом, идея о наличии нескольких очагов формирования древних земледельческо-скотоводческих культур, последовательно развиваемая советскими учеными, получила теперь всеобщее признание в мировой науке.
Особенно важное значение имели в этой связи систематические исследования археологов в Средней Азии, позволившие вскрыть поразительную по яркости картину развития общества от неолитических первопроходцев VI тысячелетия до н. э. до появления цивилизации. Своеобразным эталоном для изучения этих сложных исторических процессов стал Джейтун. Весьма опрятными и уютными выглядят глинобитные однокомнатные домики среднеазиатского Джейтуна, рассчитанные, судя по их размерам, на одну семью. Пол дополнительно покрыт известковой обмазкой, нередко окрашенной в красный или черный цвет.
В IV тысячелетии до н. э. в Южной Туркмении появляются уже большие многокомнатные дома, святилища с жертвенниками-алтарями, погребения с богатым инвентарем. Литые бронзовые изделия и гончарный круг, распространяющиеся в III тысячелетии до н. э., свидетельствуют о расцвете ремесел. В конце III — начале II тысячелетия до н. э. здесь складываются крупные центры, где из сырцового кирпича воздвигали не только жилые дома, но и монументальные храмы. Так, тот толчок, который дал обществу переход к земледельческо-скотоводческой экономике, те предпосылки прогресса, которые возникли еще в пору неолитического Джейтуна, находят себе достойное завершение.
Новая эпоха подъема человеческой культуры, в начале которой стоят первые земледельцы, характеризуется в числе прочих явлений невиданным расцветом массового искусства малых форм. Теперь человек уже не довольствовался утилитарной целесообразностью производимых им предметов и все большее внимание обращал на художественное оформление.
Глиняная женская статуэтка. Поселение Алтын-тепе. II тысячелетие до н. э.
Особенно показательна в этом отношении глиняная посуда. Для каши и жаркого годился любой сосуд с гладкой внутренней поверхностью, и древние гончары в совершенстве овладели техникой гизготовления керамики достаточно высокого качества. Однако и наружная поверхность этих, сосудов начинает покрываться всевозможными узорами.
Сосуд для хранения зерна. Триполье. III тысячелетие до н. э.
Работы исследователей позволяют говорить о развитии нескольких художественных направлений, или школ, в искусстве древних земледельцев нашей страны.
- Многие трипольские сосуды почти сплошь покрыты орнаментом: первоначально нарезным, а затем наносившимся с помощью краски. Спирали, овалы, волны, завитки, многочисленные фигурки животных образуют гармоничное переплетение, ритмично обегающее поверхность сосудов.
- Кавказская керамическая школа более сдержанна и лаконична. Роспись здесь сравнительно редка — преобладает резной и рельефный орнамент. Поверхность черных и красных сосудов тщательно залощена до матового блеска. Изящество форм и благородство фактуры подчеркивают рельефные орнаменты, скупо разбросанные на поверхности сосудов.
- В Средней Азии мы вновь попадаем в буйное царство керамической росписи. Но общий стиль ее заметно иной по сравнению с изделиями трипольских гончаров.
Керамика ранних земледельцев — это подлинно народное массовое искусство. Ее детально разработанный декоративный орнаментализм был важным достижением в истории искусства.
В. МАССОН, доктор исторических наук
Массон В. У истоков древнего земледелия // Наука и жизнь. 1970. С. 78-81.