Февральская и Октябрьская революции 1917 г. изменили государственное и общественное устройство России. Преобразования коснулись всех сфер деятельности общества, в том числе и образования. Они затронули как содержание образования, так и систему его организации. Выдержки из некоторых документов; принятых в 1917—1918 гг. новой властью, позволяют оценить степень глубины этих преобразований.
Главную, решающую роль в системе образования всегда играли кадры педагогов, именно они определяют реальное содержание образования, выбор технологии обучения и воспитания. Земля Оренбургская всегда была талантлива на педагогов-подвижников. Среди педагогов XIX века и начала XX в., работавших в образовательных учреждениях Оренбургской губернии, были люди разных судеб, национальностей, попавшие в наш край по особым жизненным обстоятельствам.
В 1900 г. в Париже состоялась грандиозная всемирная выставка. Россия на выставке была представлена весьма широко. В павильоне России имелся специальный отдел, посвященный достижениям XIX столетия в области просвещения. К участию в подготовке материалов для педагогического отдела выставки был приглашен Оренбургский учебный округ. В числе экспонатов выставки была диаграмма состояния развития начального образования Оренбургской губернии. Учебные заведения губернии представляло Сеиткульское одноклассное начальное училище.
2 января 1825 г. в Оренбурге после большой подготовительной работы, проведенной губернаторами края Г. С. Волконским и П. К. Эссеном по изысканию финансовых средств и разработке концепции нового учебного заведения, было открыто первое среднее учебное заведение — знаменитое Неплюевское военное училище, преобразованное в 1844 г. в Неплюевский кадетский корпус. С этого момента в Оренбургской губернии наряду с начальным образованием начинается этап развития полного среднего общего и среднего профессионального образования.
Развитие образования в губернии в XVIII в., впрочем как и по всей России в это время, шло крайне сложно. Отсутствовала необходимая материальная база, не хватало финансов, учительских кадров, и, пожалуй, самое главное, не было понимания в обществе, в органах управления государством необходимости развития образования.