Крупнейшей сельскохозяйственной базой Урала являлась Оренбургская область. Здесь к концу X пятилетки производство сельхозпродукции было сосредоточено в 204 совхозах, 361 колхозе и 11 межхозяйственных предприятиях.
В 1844 и 1845 годах Оренбургское Неплюевское военное училище и Училище Сибирского линейного казачьего войска были переименованы в кадетские корпуса: Оренбургский Неплюевский кадетский корпус и Сибирский кадетский корпус, и в таком состоянии они просуществовали до середины 60-х годов XIX века.
В 80-е годы 19 столетия Оренбург приобрел славу театрального города. Если кто-либо из крупных московских актеров собирался в провинцию, Оренбург автоматически включался в маршрут гастрольного турне. Известный трагик М. Т. Иванов-Козельский играл в Оренбурге Гамлета и Отелло, местные зрители видели В. Н. Андреева-Бурлака в роли Счастливцева («Лес» Островского) и слушали в его исполнении «Записки сумасшедшего» Гоголя.
В Оренбургском театре работали незаурядные провинциальные антрепренеры и режиссеры — Б. К. Соловьев. А. А. Рассказов. П. И. Казанцев, И. П. Новиков, Н. Коралли-Торцов, Аяров и другие. Здесь начинали свою актерскую жизнь Пелагея Антипьевна Стрепетова и Модест Иванович Писарев. В «Горькой судьбине» Писемского они сыграли роли Елизаветы и Анания, ставшие этапными в их творчестве.
Оренбургский театр одним из первых на периферии обратился к творчеству М. Горького. Впервые горячее слово писателя прозвучало со сцены Оренбургского театра 15 октября 1902 года. В этот вечер была поставлена инсценировка «Фома Гордеев и Маякин». Через месяц последовал второй горьковский спектакль — «Мещане».