Корпуса имели целью воспитание, обучение и подготовку офицеров как для регулярных, так и для иррегулярных войск, расположенных в непосредственной близости от корпусов.
Именно в данных военно-учебных заведениях, начиная с момента их образования и до середины 60-х годов XIX века, и обучалась основная масса кадетов из общего числа казачьих выпускников всех кадетских корпусов, и именно эти два военно-учебные заведения в 50-х начале 60-х годов XIX века выпускали в казачьи войска основную часть образованных и квалифицированных казачьих офицеров.
Оренбургский Неплюевский кадетский корпус состоял из двух отделений: европейского (1-й эскадрон) и азиатского (2-й эскадрон).
Европейское отделение готовило образованных офицеров для регулярного и иррегулярного войск отдельного Оренбургского корпуса, а также сведущих в восточных языках гражданских чиновников для службы в Оренбургском крае.
Во втором отделении получали образование преимущественно дети лиц азиатского происхождения.
В строевом отношении корпус разделялся на 2 эскадрона. В числе назначенных по штату 260 вакансий полагалось:
- 70 — казеннокоштных,
- 54 — пансионерских,
- 90 — для детей войскового сословия Оренбургского, Уральского и Башкиро-мещерякского казачьих войск (по 30 человек для каждого войска),
- 30 — для киргизов малой и внутренней орд,
- 14 — для детей видных дворян Оренбургского края,
- 2 — для детей недостаточных офицеров Оренбургских линейных батальонов.
В корпус принимались дети не моложе 9,5 и не старше 12 лет. Казенные вакансии предоставлялись детям офицеров регулярных войск и гражданских чиновников, служащих и служивших в Оренбургском крае.
Из офицеров в составе корпуса по штату полагались:
- директор из военных генералов,
- командир дивизиона из штаб-офицеров,
- два командира эскадронов,
- 12 эскадронных офицеров, из которых один являлся адъютантом, а второй - казначеем и смотрителем лазаретов.
Из воспитанников назначалось 2 вахмистра и 12 унтер-офицеров. Помимо преподавательского состава (инспекторы классов, наблюдатели за преподаванием) и обслуживающего персонала (фельдшеры, портные, сапожники, лекари, библиотекари, повара, кастелянщики, прачки), в штатный состав входили священник православного вероисповедания и мулла.
Корпус находился в подчинении Его Императорского Величества и причислялся к Московскому военно-учебному округу, ближайшее же управление осуществлял директор корпуса под надзором Оренбургского генерал-губернатора (1).
Из штата хорошо видно, что начальства и работников корпуса вполне хватало для благоприятного существования и развития корпуса, а кураторство лиц, хорошо понимающих местную обстановку, обеспечивало продуктивную его работу по выполнению своего предназначения.
Для приема в Оренбургский Неплюевский кадетский корпус поступающие должны были уметь читать и писать на русском языке, знать главные христианские молитвы и четыре правила арифметики. Дети киргизов и башкиро-мещеряков принимались без экзаменов.
Учебный процесс
Курс обучения на обоих отделениях составлял четыре класса: приготовительный, нижний, средний и верхний. Курс продолжался 2 года в каждом классе. Занятия и предметы европейского отделения несколько отличались от занятий и предметов азиатского отделения. В приготовительном, нижнем и среднем классах упор больше делался на общеобразовательные предметы, такие как география, история, математика, рисование, зоология, а военные предметы вообще не изучались.
Учебный план по предметам был расписан на весь курс обучения. В приготовительном классе обучение начиналось с элементарных основ, а в верхнем классе изучались уже довольно сложные темы.
Кардинально от младших классов отличался верхний класс, в котором кадеты приступали к изучению военных предметов, таких как топография в поле, артиллерия, полевая фортификация, начало тактики и малая война. Особое место среди всех предметов занимали Закон Божий и русский язык, которым во всех четырех классах было уделено максимум внимания. Их программа изучения была самая большая, на экзамене сдача именно этих предметов предопределяла все.
На азиатском направлении учебный план был схож, но большая направленность делалась на общеобразовательные дисциплины, так как воспитанники этого отделения гораздо слабее были подготовлены в образовательном отношении, чем кадеты европейского отделения.
Изучались также артиллерия, топография, начальная тактика и малая война. Полевая фортификация и черчение были исключены из учебной программы. Закон Магометанский заменял Закон Божий.
Все предметы оценивались по 12-балльной системе. Кроме этих предметов, все кадеты обучались гимнастике, плаванию, танцам и церковному пению, а с верхнего класса еще и фехтованию. Очень важным внеклассным предметом, которому уделялось особое внимание, была верховая езда. Опытные инструкторы, особенно в верхнем классе, ей уделяли максимум внеклассного времени.
Учебный процесс продолжался с августа по июнь. Время с 15 июня по 1 августа назначалось для лагерных занятий, но допускалось увольнение воспитанников в отпуск в награду за успехи в науках и при хорошем поведении.
Летние лагерные занятия
Летним лагерным занятиям придавалось большое значение в корпусе, так как именно там кадеты получали специальные практические навыки и умения, которые им в дальнейшем так были нужны. Да и сама атмосфера в лагере максимально соответствовала реальным полевым условиям.
Полевой лагерь располагался в четырех верстах от города Оренбурга на возвышении недалеко от реки Сакмары, где для кадетов были сооружены бараки. Все это создавало обстановку наиболее приближенную к боевой, для наилучшей адаптации воспитанников к боевым действиям.
После лагерного сбора окончившие курс обучения кадеты сдавали установленный экзамен, по результатам которого переводились в следующий класс, а самые старшие выпускались из корпуса.
Нравственное воспитание
Нравственное воспитание также было поставлено в корпусе на высоком уровне, отвечая требованиям военного ведомства в данном вопросе. Вот как описывает в 1854 году состояние воспитательной работы в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе Член Совета и инспектор военно-учебных заведений генерал-лейтенант барон Розен:
«Воспитатели вполне понимают цель своего назначения и стараются внушить детям, получившим столь разнообразные начала по разности веры, языка и обычаев, их долг. Проступки воспитанников были большей частью такие, которые свойственны их возрасту и ограничивались в основном одним выговором. Поощрения, делаемы соответственным похвальным поступкам, они состоят в получении одобрения эскадронных командиров и воспитателями комитета прибавлением балла за поведение, написанием фамилии отличного ученика на красную доску, благодарностью в приказ по корпусу...» (2).
Данный вывод инспектирующего лица еще раз подчеркивает, что в вопросах воспитательной работы кадетские корпуса придерживались определенных, выработанных годами правил, позволяющих воспитывать кадетов с твердыми моральными устоями, и теми чертами характера, которые необходимы казачьему офицеру.
Форма одежды кадетов
Форма одежды кадетов Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса была выполнена по образцу казачьей, исключение составляла лишь шинель, которая была по образцу прочих кадетских корпусов.
Воспитанники, отличающиеся успехами в науках и хорошим поведением, награждались правом ношения петлиц из золотого галуна. Назначаемые старшими в классах и осуществляющие надзор за другими воспитанниками производились в фельдфебели, унтер-офицеры и ефрейторы. Они имели установленные нашивки также из золотого галуна.
Питание
Столовое довольствие воспитанников обоих корпусов было почти одинаковым. Завтрак состоял из 1/4 фунта пшеничного хлеба с водой. За обедом и ужином давали щи из кислой капусты с мясом и кашу из ячневой крупы.
Можно констатировать, что питание кадетов было удовлетворительным, и оно не оказывало какого-либо негативного влияния на качество учебного процесса.
Подтверждением этого выступает отчет генерал-лейтенанта Розена при проверке Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса в 1854 году, в котором по вопросу продовольственного обеспечения он отмечал: «Пища приготовляется вкусная и питательная, жирных и неудобоваримых блюд не встречается, все припасы доброкачественны и съестны, хлеб хорошо выпечен, вкусный и делается в достаточном количестве, к завтраку воспитанникам подается чай».
Экзамены
Как уже было отмечено выше, окончившие курс обучения кадеты сдавали установленный экзамен. Система экзаменов в обоих корпусах была такая же, как и во всех военно-учебных заведениях. Воспитанники экзаменовались по жребию и по билетам, составленным согласно учебной программе. Экзамены производились в присутствии директора корпуса, инспектора классов, его помощников, преподавателей и ассистентов.
Во время экзаменов ставились баллы каждому из проэкзаменованных воспитанников по общему решению, а затем выставлялся общий средний балл, из которого определялся разряд по выпуску. По результатам экзамена обучаемые выпускались из корпуса с различными преимуществами, которые постоянно видоизменялись. Само течение времени требовало этих изменений, но основной принцип оставался следующим: выпускники по результатам экзамена делились на 3 разряда.
К 1-му разряду, то есть к лучшим по выпуску, причисляли кадетов, которые получили в поведении, Законе Божьем и русском языке не менее 10 баллов. А также не менее 10 баллов на Азиатском и Европейском отделениях в восточных языках или в военных науках, а в прочих науках не менее 8 баллов.
Ко 2-му разряду причисляли кадетов, которые получили в поведении, Законе Божьем и русском языке не менее 9 баллов. А также ,не менее 9 баллов на Азиатском и Европейском отделениях в восточных языках, или в военных науках, а в прочих науках не менее 7 баллов.
К 3-му разряду, то есть удовлетворительному по выпуску, причисляли кадетов, которые получили в поведении, Законе Божьем и русском языке не менее 8 баллов. Средний балл за все предметы должен быть не менее 7, но не в одном предмете менее 5 баллов.
Те, кто не мог быть причислен ни к одному из разрядов, выпускался на действительную службу урядниками с правом производства в первый офицерский чин по представлению начальства:
- на европейском отделении: от 6 месяцев до 1 года;
- на азиатском отделении: от 1 года до 1,5 лет.
Распределение выпускников и назначение жалования
Воспитанники казачьих войск выпускались непременно в те войска, к которым принадлежали по своему происхождению. Для обоих кадетских корпусов распределение на вакансии по войску было примерно одинаковым. Для примера рассмотрим вакансии по выпуску в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе, представленных в таблице 1.
Таблица 1 Вакансии по выпуску в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе по состоянию на 1850 год
Разряды по нравственности и ведению в науках |
Какими преимуществами пользуются |
|
На Европейском отделении |
На Азиатском отделении |
|
1-й разряд, то есть лучшие по выпуску |
В Оренбургскую конную казачью артиллерию первым сотником, прочие старшими хорунжими. В Оренбургское и Уральское казачьи войска сотниками |
В Оренбургское, Уральское казачьи войска и Башкиро-мещерякское войско первым сотником, а прочие старшими хорунжими |
2-й разряд, то есть хорошие по выпуску |
В Оренбургскую конную казачью артиллерию хорунжими. В Оренбургское и Уральское казачьи войска первыми офицерскими чинами со старшинством полутора лет |
В Оренбургское, Уральское казачьи войска и Башкиро-мещерякское войско первыми офицерскими чинами со старшинством до одного года |
3-й разряд, то есть удовлетворительные по выпуску |
В Оренбургское и Уральское казачьи войска первыми офицерскими чинами |
В Оренбургское, Уральское казачьи войска и Башкиро-мещерякское войско первыми офицерскими чинами |
Из таблицы хорошо видно, что выпуск с наилучшим разрядом очень сильно влиял на дальнейшую службу и карьерный рост выпускника, иной раз меняя всю его жизнь.
Важной особенностью при получении разряда по выпуску в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе бьшо то, что разряды, определяемые количеством баллов в 1-м - Европейском и 2-м — Азиатском эскадронах, были неодинаковы, и существенные преимущества получали воспитанники Азиатского отделения.
Так, директор Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса полковник Шилов в своем рапорте военному губернатору генералу от инфантерии - кавалеру — Обручеву доводит:
«Илья Федоров, имеющий 202 балла в науках, и Лев Шубин, имеющий 101 балл в науках, выпущены с одинаковыми преимуществами потому, что первый воспитывался в европейском отделении, где полная сумма баллов в науках есть 222, а второй - в Азиатском отделении, где полная сумма баллов только 150».
Все попытки разрешить эту ситуацию и уравнять требования к разрядам не привели к желаемому результату, хотя различия в баллах были несколько сглажены.
Выпуск офицеров из корпуса в казачьи войска был небольшим. Так, в 1851 году выпуск из Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса составил 3 человека в 19-ю конно-артиллерийскую батарею Оренбургского казачьего войска, 8 человек в Уральское казачье войско, 4 человека в Оренбургское казачье войско, 2 человека в Башкиро-мещеряковское казачье войско. То есть кадетский корпус в сумме дал 17 офицеров-казаков, причем это по меркам корпуса довольно большой выпуск офицеров.
Одним из тех, кто в 1865 году окончил Оренбургский Неплюевский кадетский корпус, был Александр Петрович Корин, который впоследствии уже в чине войскового старшины проявил себя в русско-турецкой войне 1877—1878 годов, за что был награжден орденами и медалями.
Интересен такой факт, что все воспитанники 1-го разряда из башкир в Сибирском кадетском корпусе выпускались сотниками, а не только лучший по выпуску, как, например, в Оренбургском Неплюевском кадетском корпусе. И это очень волновало командование Оренбургского войска, которое постоянно указывало в своих донесениях Военному министру данную несправедливость по отношению к ним, хотя, казалось, статус у них должен быть выше.
Выпускаемые на службу в казачью конную артиллерию и иррегулярные войска получали из государственного казначейства тройное жалование, наравне с чинами армейскими.
Хорунжий получал тройное жалование — прапорщика, старший хорунжий — подпоручика, сотник — поручика, и это было очень важно, так как официально уравнивало выпускников Оренбургского Неплюевского и Сибирского кадетских корпусов с выпускниками других кадетских корпусов как в вопросах служебных, так и экономических.
Выводы
По функционированию Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса и Сибирского кадетского корпуса в 50-х - начале 60-х гг. XIX века можно сделать следующие выводы:
— во многих отношениях (внутренний порядок, дисциплина, учебная часть, строевой состав) данные военно-учебные заведения были схожи между собой, но отличия все же имели место. Они прежде всего касались вопросов географического положения, особенностей казачьих войск, сословного представительства в корпусе и других моментов;
— отличие данных военно-учебных заведений от других кадетских корпусов касается самой организации учебного процесса, структуры, строевого состава, подчиненности;
— учебный план отвечал более общеобразовательному аспекту, менее — военному;
— воспитанники, окончившие курс обучения в данных военно-учебных заведениях, получали возможность дальнейшего карьерного роста, в отличие от офицеров, получивших офицерские звания в войсках без обучения в кадетском корпусе;
— несмотря на дорогостоящее обучение данные офицеры, имея хорошее научное образование, вносили большой вклад в развитие военной мысли и совершенствование вооружения;
— увеличение данной категории офицеров в казачьих войсках способствовало улучшению нравственной стороны казачьих войск, так как молодые офицеры получали в кадетском корпусе довольно хорошее воспитание;
— разделение выпускников на разряды по выпуску способствовало повышению мотивации к учебе у воспитанников;
— учреждение данных военно-учебных заведений дало возможность многим детям казачьих офицеров получить достойное образование для своего времени.
Сноски
1. Краткий исторический очерк истории Оренбургского еплюевского кадетского корпуса. Оренбург, 1913. С. 31-33.
2. Краткий исторический очерк истории Оренбургского Неплюевского кадетского корпуса. Оренбург, 1913. С. 37-45.
3. Государственный архив Оренбургской области (далее ГАОО). Ф. 6. Оп. 10/1. Д. 22. Л. 14-17.
Бобылев Д.В. Подготовка казачьих офицерских кадров в России в системе военного образования во второй половине XIX века. - Оренбург, 2010.