Главной задачей кадетского корпуса была подготовка офицерских и административных кадров для нужд Оренбургского края и прилегающих приграничных территорий. Воспитанники корпуса набирались в основном из детей офицеров, гражданских чиновников, часть мест замещалась представителями состоятельных слоев инородческого населения, в первую очередь казахами. Во всех учебных планах корпуса в разные периоды его существования широко были представлены программы по изучению иностранных языков и особенно восточных: арабского, тюркского, персидского.
Кадетский корпус пользовался постоянным вниманием со стороны администрации губернии. Ярким примером этого является поездка по поручению губернатора П. П. Сухтелена чиновника администрации Н. Д. Гартинга в 1831— 1834 гг. в Харьков, Одессу, в Турцию — в Константинополь для закупки учебной литературы, пособий, рукописей на персидском, турецком, арабском языках [36].
Неплюевский кадетский корпус плодотворно работал в Оренбурге до 1918 г. Многие его руководители, преподаватели, выпускники оставили заметный след в истории России и Оренбургского края. По подсчетам известного оренбургского историка В. Семенова, более 50 выпускников Нешпо-евского кадетского корпуса на 1 августа 1914 г. имели генеральские звания. Среди них: Дмитрий Савельевич Шува-ев — военный министр России с 14 марта 1916 г. по 9 января
1917 г., Александр Ильич Дутов — генерал-лейтенант, Войсковой атаман Оренбургского казачьего войска в годы гражданской войны, генерал М. Ханжин — командующий западным фронтом армии Колчака. Подробные записки о годах обучения в корпусе опубликовал генерал от инфантерии Николай Гаврилович Залесов.
Свидетельством плодотворности замысла организации системы обучения и воспитания в корпусе и практического воплощения этого замысла в жизнь является тот факт, что 29 мая 1887 г. в Оренбурге на базе школы военных кантонистов был открыт 2-ой кадетский корпус для обучения детей офицеров и чиновников, служащих в Туркестанском военном округе и Закаспийской области.
В соответствии со школьным уставом 1804 г. в 1828 г. в Оренбургской губернии в Уфе была открыта первая гимназия. Она получила наименование по названию губернии «Оренбургская гимназия» [36]. Гимназия успешно начала работу по подготовке образованной молодежи для работы в органах администрации или дальнейшего обучения в университетах. В ней обучались в основном дети чиновников, богатых купцов и мещан. Наименование «Оренбургская» сохранялось у гимназии до 1865 г.
6 декабря 1832 г. в Оренбурге было учреждено «отделение Неплюевского военного училища для воспитания девиц» — специальный девичий институт, преобразованный в 1848 г. в Оренбургский женский институт имени императора Николая I. Институт вошел в систему специальных женских учебных заведений ведомства императрицы Марии. При институте был организован пансион, где проживала большая часть воспитанниц. В течение всего XIX в. учебные планы, программы обучения в институте неоднократно менялись, развивалась и укреплялась материальная база, постоянно росло число воспитанниц института.
В 1913 г. в институте обучалось 202 воспитанницы. Из всех руководительниц института особо стоит отметить госпожу П. П. Жакмон, внесшую большой вклад в развитие института на его начальном пути.
В истории образовательных учреждений губернии заметный след оставила специальная киргизская школа, открытая при Оренбургской пограничной комиссии в первой половине XIX в. для обучения детей инородцев. Одним из первых выпускников этой школы был известный казахский просветитель и первый казахский педагог, впоследствии инспектор народных училищ Тургайской области, Ибрай Алтынсарин, посвятивший свою жизнь развитию образования и распространению знаний среди казахского населения.
1868 г. — год открытия в городе Оренбурге первой мужской классической гимназии. На протяжении второй половины XIX и начала XX в. это было ведущее гражданское среднее учебное заведение в Оренбурге и Оренбургской губернии. Гимназия имела солидную библиотеку, хорошее оборудование естественных кабинетов. В здании гимназии была своя гимназическая церковь с богатым церковным оформлением. Здесь был наиболее квалифицированный преподавательский состав, положительные отзывы о работе которого неизменно давали инспектора Казанского и затем Оренбургского учебных округов.
Гимназия славилась в городе Оренбурге своими литературными вечерами. Гимназисты первой мужской гимназии принимали участие во всех торжественных мероприятиях города.
В июле 1891 г. гимназию посетил во время своего возвращения из Японии будущий император России Николай II.
Здание гимназии, построенное в 1869 г. и перестроенное в 1934—1936 гг., до сих пор продолжает служить делу образования, в нем сейчас находится первый корпус Оренбургского государственного педагогического университета.
3 декабря 1868 г. в Оренбурге было открыто женское училище 1-го разряда, которое в 1871 г. было преобразовано в первую женскую гимназию.
Особым фактором развития образования в Оренбургской губернии стала организация Оренбургского учебного округа. В 1875 г. было принято решение о выделении из состава Казанского учебного округа отдельного Оренбургского учебного округа. В состав округа вошли учебные заведения, расположенные на огромной территории. Сегодня на этой территории находятся Башкортостан, Оренбургская, Пермская, Свердловская, Челябинская, Кустанайская, Актюбинская и Уральская области.
Задачей учебного округа было формирование сети образовательных учреждений, контроль за её функционированием, оказание помощи в обеспечении учебных заведений педагогическими кадрами, учебно-методическими пособиями. Первым попечителем учебного округа был назначен П.А.Лавровский, филолог по образованию, человек, имевший научные труды по славянской филологии и опыт педагогической и организаторской работы в качестве ректора Варшавского университета.
К 1 января 1875 г., т.е. к моменту открытия Оренбургского учебного округа, в пределах его территории, в городах Оренбурге, Троицке, Уральске, Уфе, Перми, Екатеринбурге находилось шесть мужских гимназий и одна мужская прогимназия в Мензелинске.
Рост промышленного и сельскохозяйственного производства, развитие культуры, торговли в Оренбургской губернии в XIX в. вызывали постоянно увеличивающуюся потребность в образованных людях. Хотя и медленно, но сеть учебных заведений в губернии расширялась. Открывались новые различные учебные заведения, в том числе городские и сельские начальные училища различного типа и ведомственного подчинения, прогимназии, духовные семинарии и духовные училища. В Оренбурге были, в частности, открыты второй кадетский корпус, учительский институт, духовная семинария, духовное училище, ремесленное училище, епархиальное женское училище и т.д.
Активную образовательную политику в XIX в. вело правление Оренбургского казачьего войска. Первая школа в казачьих поселениях была основана в 1823 г. в Сакмарской станице. Она была рассчитана на 40 учеников из числа старшинских и казачьих детей. К 1835 г. число таких школ возросло до тридцати, а к 1848 г. школы были открыты при каждом станичном правлении. Их число достигло 69 с 1350 учащимися мужского пола. Была определена «роль казачьей школы — быть не только рассадником умственного образования подрастающего поколения, но и проводником военного образования в духе казачьих традиций и воинской дисциплины» [42].
С середины XIX века в казачьих станицах, поселках наряду со школами для мальчиков начинают открываться школы для девочек. Уровень грамотности (64,7%) среди казачьего населения в конце XIX — начале XX столетий [1] был наиболее высок не только среди групп населения Оренбургской губернии, но и по отношению к населению других казачьих войск. Еще в 1871 г. в войске было распространено распоряжение правления Оренбургского казачьего войска об обязательном посещении школы каждым казачьим мальчиком. Призываемые на военную службу перед первой мировой войной оренбургские казаки были на 98% грамотны [3]
Нижеследующая таблица 2, взятая из «Статистического очерка Оренбургской губернии» (1892 г., с. 17—19), характеризует результаты развития сети учебных заведений в Оренбургской губернии по состоянию на 1890 г.:
Таблица 2
Ведомость о числе учебных заведений и учащихся в Оренбургской губернии за 1890 г.
Как показывают данные таблицы 2, в 1890 г. в губернии функционировало 630 учебных образовательных учреждений, в которых обучалось 36052 ученика, в том числе 26062 лиц мужского пола и 10590 лиц женского пола. Рост числа учебных заведений и учащихся по сравнению с начальными годами столетия, когда имелось всего несколько школ, заметный. Особенно значителен рост школ во второй половине XIX в., прежде всего школ повышенного типа, дающих среднее полное и неполное, среднее профессиональное образование.
Не следует, однако, преувеличивать итоги развития образования в XIX веке в России в целом, и в частности в Оренбургской губернии. Россия продолжала сильно отставать от большинства европейских стран и США по уровню развития образования. В конце XIX века в ряде упомянутых стран было введено обязательное начальное образование. В России в 1887 г. процент безграмотных среди молодых мужчин, призываемых в армию, составлял 72,1% [47].
Показатели развития образования в Оренбургской губернии были ниже средних показателей по России. В XIX в. губерния продолжала находиться среди отсталых регионов страны, особенно в развитии среднего и высшего образования. При наличии в России в 1892 г. 167 мужских гимназий, 143 женских гимназий и 105 реальных училищ [22] в Оренбургской губернии функционировали только две мужские и одна женская гимназии. Первое реальное училище, учебный план которого в большей степени отражал запросы нового зарождающегося технократического общества, открылось в Оренбурге только в 1895 г.
Положение со средним образованием в губернии несколько улучшало наличие двух кадетских корпусов, духовной семинарии, Николаевского института для воспитания девиц и женского епархиального училища. Высших учебных заведений в конце XIX века в Оренбургской губернии не было.
Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье