Школа Оренбуржья в 1918—1922 гг.

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. изменили государственное и общественное устройство России. Преобразования коснулись всех сфер деятельности общества, в том числе и образования. Они затронули как содержание образования, так и систему его организации. Выдержки из некоторых документов; принятых в 1917—1918 гг. новой властью, позволяют оценить степень глубины этих преобразований.

Содержание материала

9 ноября 1917 г. был утвержден декрет «Об учреждении Государственной комиссии по просвещению», которой были переданы все функции по управлению просвещением в России. Председателем комиссии был назначен народный комиссар по просвещению А. В. Луначарский. Система управления просвещением была кардинально изменена. Учебные округа были упразднены. В губерниях управление учебными заведениями было передано вновь созданным отделам народного образования при Советах рабочих, солдатских и крестьянских депутатов.

15 декабря 1917 г. было издано постановление народного комиссариата по просвещению «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению». В соответствии с этим постановлением в ведение комиссариата по просвещению переданы «...все церковно-приходские (начальные, однокласс-ные, двуклассные) школы, учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии и все другие, носящие различные названия низшие, средние и высшие школы и учреждения духовного ведомства со штатами, движимыми и недвижимыми имуществами...» [91, с. 15].

1 января 1918 г. был принят декрет Совета Народных Комиссаров «Об отделении церкви от государства и школы от церкви», в соответствии с пунктом 9 которого «...школа отделяется от церкви. Преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях, где преподаются общеобразовательные предметы, не допускается. Граждане могут обучать и обучаться религии частным образом...» [91, с. 16].

Постановлением Государственной комиссии по просвещению школа в России была объявлена светской.

20 января 1918 г. было принято постановление народного комиссара по просвещению «Об упразднении должностей директоров, инспекторов народных училищ и губернских дирекций и инспекций». Все делопроизводство было передано отделам народного образования при местных советах [91, с. 33].

4 февраля 1918 г. в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров во всех учебных заведениях были упразднены с 1 января 1918 г. должности законоучителей всех вероисповеданий.

21 февраля 1918 г. было отменено ношение форменной одежды служащими, учащими и учащимися учебных заведений, а также всякого рода кокард, значков и знаков, выдаваемых по окончании учебных заведений и присвоении ученых степеней [91, с. 35].

27 февраля 1918 г. решением Государственной комиссии по просвещению все педагогические и административные должности учебных заведений были объявлены выборными. Выборы должны были пройти через Советы народного образования, а там, где их нет, через Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Решено было выборы проводить каждые три года [91, с. 82].

31 мая 1918 г. постановлением Народного комиссариата по просвещению во всех учебных заведениях было введено совместное обучение учащихся обоего пола [91, с. 35].

31 мая 1918 г. было опубликовано постановление Народного комиссариата по просвещению «Об отмене отметок», в котором сказано:

«§ 1. Применение балльной системы для оценки познаний и поведения учащихся отменяется во всех без исключения случаях школьной практики.

§ 2. Перевод из класса в класс и выдача свидетельств производится на основании успехов учащихся по отзывам педагогического совета об исполнении учебной работы...» [91, с. 96].

5 июня 1918 г. был принят декрет Совета Народных Комиссаров «О передаче в ведение Народного комиссариата по просвещению учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств», где указано, что «..,для преобразования учебно-воспитательного дела, объединения и обновления его на началах новой педагогики и социализма все начальные, средние, высшие, открытые и закрытые, общеобразовательные и специальные учебные заведения (кроме специальных учебных заведений для взрослых, если заведения преследуют исключительно технические цели), а также и учреждения дошкольного воспитания и внешкольного образования, казенные, общественные и частные, передаются в ведомство Народного комиссариата по просвещению...» [91, с. 36].

В сентябре 1918 г. постановлением 5-го заседания Государственной комиссии по просвещению было подтверждено, что…

«бывшие духовные учебные заведения, на чьи бы средства они не содержались, подлежат закрытию..., здания бывших духовных учебных заведений с их оборудованием, библиотеками, инвентарем и т.д. составляют собственность государства...» [91, с. 28].