Школа Оренбуржья в 1918—1922 гг. - Единая трудовая школа

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. изменили государственное и общественное устройство России. Преобразования коснулись всех сфер деятельности общества, в том числе и образования. Они затронули как содержание образования, так и систему его организации. Выдержки из некоторых документов; принятых в 1917—1918 гг. новой властью, позволяют оценить степень глубины этих преобразований.

Содержание материала

16 октября 1918 г. в известиях Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета № 225 был опубликован важнейший программный документ, определяющий цели и задачи образования в новой послереволюционной России — «Положение об единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики».

В соответствии с положением «всем школам... присваивается наименование «единая трудовая школа», разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища и все другие виды низших и средних школ упраздняется.

Единая трудовая школа разделяется на 2 ступени: 1-я — для детей от 8-ми до 13-ти лет (5-летний курс) и 2-я — от 13-ти до 17-ти лет (4-летний курс). Обучение в школе 1-й и 2-й ступеней — бесплатное. Посещение школы 1-й и 2-й ступеней обязательно для всех детей школьного возраста...» [91, с. 107].

Согласно «Положению об единой трудовой школе» во всех учебных заведениях устанавливалась демократичная система управления, выборность всех учителей, руководителей школ, вводилось обязательное участие в этом управлении учеников. В постановлении была предусмотрена добровольность обучения со стороны школьников и сделан особый упор на высокую сознательность учащихся.

Ст. 17 положения были отменены все обязательные уроки и работы, задаваемые на дом. Ст. 18 были запрещены все виды наказаний в школе. Ст. 19 были отменены все экзамены — вступительные, переходные и выпускные. Ст. 21 в школах всех типов были введены обязательные бесплатные горячие завтраки согласно гигиеническим нормам для детей соответствующего возраста.

В положении был приведен конкретный механизм преобразования школ разного типа в единую трудовую школу.

Одновременно в том же номере 255 «Известий В.Ц.И.К.» были опубликованы «Основные принципы единой трудовой школы» за подписью народного комиссара по просвещению А. В. Луначарского, где дается подробное изложение общих принципов работы единой трудовой школы. Термин «единая школа» был определен в «основных принципах», как «...система нормальных школ от детского сада до университета, представляющих одну школу, одну непрерывную лестницу...».

«Цель трудовой школы», как подчеркнуто в «Основных принципах», — «отнюдь не дрессировка для того или другого ремесла, а политехническое образование, дающее детям на практике знакомство с методами всех важнейших форм труда, частью в учебной мастерской или на школьной ферме, частью на фабриках, заводах и т.п...". В процессе обучения дети должны были стать политехнически образованными, познакомиться с историей труда, ролью труда в развитии общества.

В единой трудовой школе значительное внимание, по мысли А. Луначарского, должно было быть уделено физическому, эстетическому воспитанию. Обучение должно проводиться совместно для девочек и мальчиков с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Революционные изменения в системе организации и содержания образования, предложенные и проводимые Государственной комиссией по просвещению, не получили массовой поддержки родителей, работников образования и, прежде всего, педагогов и управленцев образования. Большинство педагогов понимали невозможность реального осуществления большинства замыслов руководителей наркомата просвещения, оторванность этих замыслов от реальных условий жизни в России.

При явной прогрессивности отдельных принятых решений по реформе системы образования, таких, например,как обязательность и бесплатность обучения всех детей школьного возраста, совместное обучение, светский характер обучения, развитие сети дошкольного и внешкольного образования, практическое осуществление большинства решений вело к разрушению сложившейся в течение столетий, реально действующей и дающей положительные результаты системы образования.

Практика последнего десятилетия двадцатого столетия это наглядно доказала. Развитие образования потребовало восстановления многих утраченных в период 1918—1920 гг. традиций российской школы, в частности, возрождения средних учебных заведений различного уровня и профильного направления. Вновь в России появились гимназии, реальные училища, лицеи, классы профильного обучения. Начала формироваться соревновательная среда между учебными заведениями за своего ученика.

Многие статьи «Положения о единой трудовой школе Российской Социалистической Федеративной Советской Республики», особенно касающиеся материального состояния учреждений образования, остались, к сожалению, на протяжении всего XX столетия в области благих пожеланий в силу слабости развития экономики страны, отсутствия в стране реально заинтересованного в развитии образования руководства.