Восстановление системы образования в 1923—1929 гг.

С 1923/24 учебного года начинается медленный процесс восстановления разрушенной, в период с 1918 по 1922 г. структуры образования в губернии. После организационного и экономического провала 1922 г. в 1923 г. несколько вырос объем финансовых средств, выделяемых на образование, что позволило увеличить число учебных заведений с содержанием за счет средств госбюджета и сократить число договорных школ.

Содержание материала

В 1923/24 учебном году количество договорных школ уменьшается и составляет 119, в том числе в Оренбурге — 1, Оренбургском уезде — 32, в Каширинском уезде — 25, Ор-ском уезде — 61. По требованию профсоюза вводятся субвенции из государственных средств для доведения оплаты ставки договорных учителей до установленного Совнаркомом минимума [113].

Значительную помощь образовательным учреждениям в стабилизации финансового состояния в этот период оказало население и первую очередь родители учащихся. В городских школах первой и второй ступени декретом Совнаркома РСФСР от 22 марта 1923 г. была введена оплата за обучение. Это позволило в 1923/24 учебном году собрать с родителей учащихся в городе Оренбурге — 20000 черв, рублей, Орске — 3000 черв, рублей и Илецке — 1000 черв, рублей. Полученные средства расходовались на отопление, текущий ремонт, пополнение учебных пособий и содержание дополнительного   персонала   (учителя   пения,   рисования, учителя сверхштатных классов). В сельской местности для поддержки учреждений образования продолжало внедряться самообложение населения.

Контингент учащихся в губернии начал расти, но в целом продолжал оставаться низким. Численность населения губернии в 1923 г. составляла 556402 человека, среди них 66183 детей школьного возраста от 8 до 11 лет. Из этого количества детей в школах первой ступени обучалось всего 27770 человек. Крайне неудовлетворительно было положение в школах второй ступени, где с 5-го по 9-ый класс посещали занятия только 2000 детей.

Число желающих получить среднее образование среди населения было много больше. Однако для содержания школ повышенного типа губерния не имела финансовых средств. По решению Наркомпроса в первую очередь финансовые средства должны были направляться на развитие начального образования и ликвидацию неграмотности.

До введения всеобщего начального образования Нар-компрос в 1925 г. разрешил открывать школу-семилетку (3 комплекта повышенного типа) на 40 комплектов учащихся школ первой ступени [76]. В целом сеть школ повышенного типа ограничивалась нормой в 12,5% числа комплектов первой ступени. Но даже эта жесткая норма не выполнялась в пределах губернии. В 1923 г. число учащихся в школах повышенного типа составляло всего 2,6% от числа детей возраста 11 лет. В 1924 г. это число составило 3% [128].

На первое апреля 1924 г. в 8—9-х классах в городе Оренбурге, Оренбургском и Каширинском уездах обучалось 214 человек. Окончили в 1924 г. девятый (выпускной) класс школы второй ступени в Оренбурге — 18 человек, в Каширинском уезде — 6 человек, в Оренбургском уезде — 21 человек [113].

Значительно ухудшился квалификационный кадровый состав учителей. Среди педагогов, работавших в образовании в 1923/24 учебном году, всего 7% имели высшее образование, 16,3% — педагогическое, 24,8% — среднее общее, 24,25% — звание учителя и 27,65%о не имели специальной подготовки и образовательного ценза [128].

В соответствии с решениями Наркомпроса школы повышенного типа с 1922 г. реформируются в школы двух типов: основная семилетняя общеобразовательная школа и школа второй ступени с девятилетним сроком обучения.

Лица, закончившие школу-семилетку, могли продолжать свое образование в школах второй ступени или техникумах, получая одновременно общее и профессиональное образование. Для поступления в высшее учебное заведение необходимо было иметь либо полное среднее образование, либо среднее специальное образование.

В сельской местности основным типом школы повышенного типа становится школа крестьянской молодежи (ШКМ), в учебных планах которой особое внимание уделялось биологическим дисциплинам и их сельскохозяйственному приложению. Главной задачей ШКМ в начале 20-х годов являлась подготовка культурных земледельцев. В конце 20-х годов в штате школ крестьянской молодежи имелась ставка агронома, в обязанности которого входило проведение уроков сельского хозяйства, кооперации и коллективизации. Оплата труда агронома тарифицировалась заметно выше труда учителя [119].

Уровень образования, срок обучения в школах крестьянской молодежи были близки к уровню школ-семилеток. Школы крестьянской (колхозной) молодежи просуществовали до 1934 г,5 когда были реорганизованы в обычные школы-семилетки.


Во второй половине двадцатых годов, как сказано в отчете губоно за 1926/27 г., «спрос у населения на школы повышенного типа громадный». В школах повышенного типа бюджетных мест было явно недостаточно. В связи с чем было предписано проводить строгий классовый отбор при приеме в пятые и восьмые группы. В соответствии с указаниями центра в первую очередь, исходя из классовых интересов, в эти группы должны были приниматься дети рабочих, батраков и колхозников. Для удовлетворения спроса остальных слоев населения в Оренбурге в этот период открываются 15 дополнительных групп в школах повышенного типа с полным содержанием этих групп за счет средств населения.

В середине 20-х годов начинают упорядочиваться сроки начала учебного года. До этого, особенно в сельских школах, они зависели от многих факторов, среди которых: сроки окончания сельскохозяйственных работ, готовность помещений школы, наличие педагогов, традиция начинать занятия в школе с 15 октября в дореволюционное время. Решением губоно в 1925 г. всем школам было предписано начать занятия не позднее 20 сентября. В 1926 г. сельским школам разрешено было начать занятия с 20 сентября, городским школам — с 1 сентября.

В последующие годы официальный срок начала занятий устанавливается для всех школ с 1 сентября. Постепенно увеличивается число обязательных учебных дней в году. В 1926/27 учебном году оно составляло в среднем 140 дней для сельских школ и 190 дней для городских школ первой ступени. В 1928/29 учебном году губоно довело число учебных дней для сельских школ до 175 дней.

В целом к 1925 г. положение с охватом детей школьного возраста начальным образованием в России не улучшилось по сравнению с 1913 г. Разрыв в уровнях образования в СССР и цивилизованных странах Запада, где всеобщее начальное образование уже давно было введено, увеличивался. Планы правящей партии, правительства по индустриализации страны, укреплению обороноспособности нельзя было осуществить без повышения грамотности населения и прежде всего введения в жизнь давно продекларированного всеобщего обязательного начального обучения.

Всеобщее начальное образование в очередной раз стало общегосударственной проблемой и предметом особой заботы центральных властей. Декретом ВЦИКа и СНК от 31.08.1925 г. предельным сроком введения всеобщего начального образования для детей от 8 до 11 лет по всей стране был определен 1933/34 учебный год.

В целях активизации местных органов власти по выполнению принятого декрета ВЦИКа были созданы губернские, уездные, волостные и городские комиссии по всеобщему обучению. В состав губернских комиссий были включены представители президиума губисполкома (председатель комиссии), губоно, губплана, губ. РКИ, губфинотдела и т.д. В круг задач губернских комиссий входила разработка планов развертывания школьной сети, обеспечения школ педагогами, а также подготовка плана финансирования мероприятий по введению всеобщего обучения.

Выполнение декрета было крайне трудным для Оренбургской губернии. Уровень развития образования в губернии, как в целом, так и особенно в сравнении с центральными районами страны, продолжал быть низким. В 1926/27 учебном году школы первой ступени губернии смогли охватить обучением всего 48% детей школьного возраста от 8 до 11 лет, в 1927/28 учебном году — 50%, что близко к показателям губернии в 1913г.

Средние показатели охвата начальным образованием детей школьного возраста по РСФСР были следующими: 1924/25 учебный год — 60,3%, 1925/26 г. — 60,5%. По Средне-Волжскому району в 1924/25 г. охват обучением детей школьного возраста составлял 49%, т.е. отставание Оренбургской губернии от своего района составляло примерно три года [98].

Материально-техническая база образования продолжала оставаться слабой, не хватало простейших вещей: тетрадей, канцелярских принадлежностей, школьных парт, классных досок. Наполняемость учеников в классе часто превышала пятьдесят человек, среди учеников было много переростков и второгодников. Занятия в большинстве школ велись в две смены.

За восемь лет губернии нужно было в два раза увеличить число учеников в начальной школе, значительно расширить учебные площади и финансирование учебных заведений, увеличить практически более чем в два раза число работников образования.

Вопрос о введении всеобщего обучения был рассмотрен на сессии Оренбургского губисполкома, на которой было принято решение о поэтапном введении всеобщего начального образования. В первую очередь всеобщее начальное образование планировалось ввести в городах и поселках городского типа, достаточно насыщенных школьной сетью, затем в колхозах, совхозах и в отдельных крупных населенных пунктах.

Возможность посещения школы всеми сельскими детьми, проживающими в отдаленных мелких населенных пунктах, предполагалось обеспечивать за счет организации подвоза, устройства общежитий, снабжения нуждающихся детей одеждой, обувью. Наиболее трудной проблемой был охват начальным образованием детей национальных меньшинств в небольших населенных пунктах. Для решения этой задачи необходимо было строительство интернатов, что требовало больших материальных затрат.

Сессия приняла подробно разработанный план развития материально-технической базы школьного образования, строительства новых школьных зданий, расширения подготовки учительских кадров [30].

Намеченные планы начали довольно успешно выполняться. В 1928/29 учебном году в начальной школе имелось 1248 школьных комплектов с охватом до 70% детей школьного возраста. Росту процента способствовала сложившаяся демографическая ситуация. В школу пришли дети, родившиеся в начале голодных двадцатых годов. Доступность начального образования была в основном обеспечена.

Свидетельством возрождения образования в губернии стало строительство новых школьных зданий, прежде всего в сельской местности. В 1927 г. велось строительство пяти деревянных двухкомплектных, одной трехкомплектной и одной четырехкомплектной школы. Четырехкомплектная школа была построена в Краснохолме, трехкомплектная школа — в Ново-Покровке [99]. Этого было крайне мало, но факт начала строительства был положительным симптомом.


Значительно слабее обстояли дела с развитием неполного и полного среднего образования. В 1926/27 учебном году в губернии функционировали всего 22 школы повышенного типа, в которых имелось 122 класса-комплекта с 4550 учащимися. Их социальный состав характеризовался данными (из отчета губоно за 1926/27 учебный год на губернском съезде Союза работников просвещения [129]), представленными в таблице 8.

Таблица 8

Социальный состав учащихся школ повышенного типа

социальный состав учащихся

Число школ повышенного типа и групп-комлектов в них не соответствовало потребностям населения губернии. Комплектование этих групп шло на классовой основе, в первую очередь зачислялись дети рабочих и крестьян. Родителям остальных категорий населения предлагалось направлять своих детей в платные группы, что было не доступно для многих. В последующие годы численность школ повышенного типа медленно начала расти. В городах и крупных населенных пунктах начали открываться школы-семилетки и ШКМ.

В 1927/28 учебном году число школ повышенного типа возросло до 25, в них стало 143 класса-комплекта с 5418 учащимися. В следующем 1928/29 учебном году в Оренбурге и трех уездах работали 12 школ крестьянской молодежи и 20 школ повышенного типа, в том числе 9 школ в городе. В августе 1928 г. циркуляром Наркомпроса (№ 11 б от 11 августа 1928 г.) были внесены изменения в правила приема учащихся в школы первой и второй ступени, в соответствии с которыми дети специалистов, работающих в госучреждениях, предприятиях, при поступлении в школу были приравнены в правах с детьми рабочих.

В штате губернского отдела народного образования, который до этого в основном занимался решением проблем школ первой ступени, появилась должность инспектора по руководству школами повышенного типа.

В целом ни о каких успехах в развитии среднего образования в Оренбургской губернии в двадцатых годах говорить не приходится. На территории ряда сельских районов в 1929/30 учебном году не имелось даже одной школы крестьянской молодежи или школы-семилетки, в большинстве других имелась одна школа крестьянской молодежи или школа-семилетка.

В городе Оренбурге на протяжении трех лет конца второго десятилетия XX в. во всех школах 2-й ступени было всего 11 классов второго концентра (8—9 классы), что значительно ниже дореволюционного времени. В 1928/29 учебном году в городе Оренбурге работали три школы второй ступени с девятилетним сроком обучения: школа № 1 имени Т. Г. Шевченко (Советская, 21), школа № 8 имени Профин-терна (Советская, 3), школа № 9 имени Плеханова (Пролетарская, 86) [77].

В конце 20-х годов по количеству лиц, получающих среднее образование, Оренбургский округ значительно отставал от среднего уровня по Советскому Союзу. В пояснительной записке к плану на 3-е пятилетие (1938—1942) по просвещению в Чкаловской области сказано: «В развитии законченного среднего образования Чкаловская область отставала от среднего роста по Советскому Союзу (15 раз в 1932 году)» [134].

Качество среднего образования, получаемого в течение девяти лет, по признанию центра, было невысоким. Выпускники школы-девятилетки были недостаточно подготовлены к получению высшего образования. В связи с этим решением Наркомпроса в 1929/30 учебном году все школы второй ступени по всей стране были переведены на десятилетний срок обучения за счет увеличения на один год длительности обучения во втором концентре (8—10 классы). Был утвержден новый учебный план, в котором увеличилось число часов на изучение обществоведения, математики, физики, русского языка и литературы.


Архивные материалы школ конца 20-х годов воссоздают реальную атмосферу, в которой жили учащиеся и педагоги. Ниже приведена информация о состоянии в 1928 г. двух школ губернии. Одна из этих школ — рядовая глубинная сельская школа обычного района Оренбургского округа— Александровская школа первой ступени Ново-Покровского района. Вторая — одна из трех оставшихся школ в городе Оренбурге, продолжающих сохранять уровень среднего полного образования, — советская трудовая школа № 8 имени Профинтерна [123].

Материалы по Александровской школе подготовлены опытным квалифицированным педагогом С. А. Каракоц-ким, образованным человеком, обладающим опытом в сложившихся правилах взаимоотношений между учреждениями образования и органами власти на селе и районе. Читатель обратит внимание на ужасающую нищету школы, в которой не хватало всего самого необходимого для обучения детей, начиная от учебников и заканчивая простой табуреткой для учителя. В контрасте с материальным состоянием школы находится круг обязанностей, возлагаемых на учителя. Кроме обучения детей по школьной программе он обязан был заниматься агитацией в отношении кооперирования, очистки семян, древонасаждения, заниматься ликвидацией . неграмотности, бороться с самогоноварением, хулиганством и т.д.

В «Общем годовом производственном плане Александровской школы первой ступени Ново-Покровского района на 1928/29 учебный год (ноябрь 1928 года)» написано (приведены выдержки):

«...Школа, как и в прошлом году, будет помещаться в одномздании. Поэтому за недостаточностью оборудования школы занятия придется проводить в 2 смены. С 8 до 12 часов с первой и третьей группой заниматься будет И. П. Гордеева. С 12 до 4 часов заниматься со второй и четвертой группами должен учитель С. А. Каракоцкий.

Учащиеся распределены на четыре группы. В первой группе 27 человек, из них 12 девочек, вторая группа 29 человек, из них 9 девочек. Третья группа 8 человек, из них 4 девочки. В четвертой группе 12, при этом 8 мальчиков, 4 — девочки. Всего учащихся школы — 76 человек.

Топливом школа снабжена на весь год. Остро чувствуется недостаток учебников, учебных пособий и оборудования школы. На 76 учащихся имеется 12 парт, 1 классная доска. Не хватает 4 парт, одной классной доски, нет табуреток для сидения учителя.

Учебников для 1-й группы нет никаких, за исключением нескольких букварей, которые пришли в негодность из-за ветхости. Во второй группе не хватает 29 учебников по грамматике и. 19 задачников. В третьей группе также нет учебников по грамматике и не хватает книг для чтения. В четвертой группе отсутствуют все учебники. Нужно купить для школы учебники, а также лампу, два ведра и таз.

Общий уровень развития и степень подготовленности учащихся от прошлого года за исключением грамматики второй, третьей и четвертой групп средний. Все группы слабо подготовлены по грамматике.

В данном учебном году перед школой стоят следующие задачи:

  1. Озаботиться о своевременном снабжении школы учебниками и учебными пособиями, а также ученическими принадлежностями. Для этого, если РИК не отпустит средств в достаточном количестве, остальные принадлежности и учебники купить за средства населения.
  2. Добиться полного охвата школой детей школьного возраста через постановку на общем собрании докладов о необходимости обучения в школе всех детей школьного возраста.
  3. Всю имеющуюся бедноту обеспечить бесплатно учебными пособиями и ученическими принадлежностями, а также одеждою и обувью. Поставить этот вопрос перед общественными организациями и общим собранием граждан.
  4. Вести агитацию по кооперированию населения через постановку на эту тему докладов и бесед.
  5. Ликвидировать силами учителей и комсомола неграмотность среди взрослого населения.
  6. Повести работу в красном уголке путем проведения бесед, читки газет и т. д.
  7. Повести агитацию за повышение урожайности и распространение чистосортных семян. Для чего перед весенним посевом каждый гражданин должен очистить семенной материал на триер. Страхование посевов от стихийных бедствий и скота на случай повальных болезней. На эту тему проводить беседы с гражданами в красном уголке.
  8. Повести агитацию по борьбе с религиозными верованиями, суевериями, предрассудками и знахарством путем работы в союзе безбожников и через учеников. Организовать борьбу с самогоноварением и пьянством путем собирания сведений о том, сколько расходуется хлеба на самогонку, составление диаграмм, плакатов и корреспонденции в газету.
  9. Организовать борьбу с хулиганством.
  10. Организация детей для работы по древонасаждению. Для чего каждый ученик должен добиться, чтобы каждый двор посадил около дома деревья.
  11. Произвести ремонт школьному зданию за счет самообложения. Запастись топливом еще до начала занятий 1929/30 учебного года (в летний период) с таким расчетом, чтобы кизяков хватило для отопления на всю зиму. За счет самообложения приобрести необходимый для школы инвентарь и школьное имущество.
  12. Весной добиться — провести засев не менее трех десятин пшеницы и этим создать известные средства для нужд школы. Для чего поставить этот вопрос на общем собрании граждан об отводе под школьный посев земли. Семенной материал взять из запасного фонда сельсовета...».

В 20-е годы всем школам было рекомендовано вести постоянную краеведческую работу. Каракоцким написана краткая история работы Александровской школы в период 1917—1928 гг. На протяжении практически одной страницы изложены все беды малокомлектной сельской школы в 20-е годы, отношение к школе со стороны местных властных органов и населения. Стиль сохранен:

«В селе имеется школа 1-й ступени, основанная в 1900 году, которая до 1917 года носила название «Церковно-приходская». Занятия велись под наблюдением священника, преподавались «Закон Божий», церковнославянский язык. Занятия носили характер религиозного воспитания, через посредство чего выковывались борцы за «Веру, Царя, Отечество».

С наступлением революции школа приняла совершенно иной вид. В 1918 году «Закон Божий» и церковнославянский язык из школы были изгнаны. Все учебные пособия по этой отрасли уничтожены. С этого момента в стенах школы занятия велись почти исключительно на формальных навыках чтению, арифметике и письму.

  • В 1918/19, 1919/20 учебных годах в школе занятия проводили три учителя. В этот момент охвачены были школой все дети школьного возраста. В 1920/21 учебном году за отсутствием школьных работников занятия проводил один учитель. Занятия проводились с большими перерывами по случаю отрыва учителя на общественные работы...
  • В 1921/22 учебном году в школе работали два учителя с оплатой в месяц 20 ф. муки, 10 ф. мяса. В силу постигшей голодовки занятия с февраля месяца 1922 года прекращаются и школа закрывается,
  • В 1922/23 учебном году в школе работают два учителя с оплатой 80 пудов пшеницы каждому за весь учебный год. Занятия продолжались до конца учебного года, т.е. до апреля месяца.
  • В 1923/24 учебном году в школе занятия проводятся при одном учителе с оплатой учителю за счет госбюджета. В 1924/25 учебном году в школе занятия проводятся при одном учителе, который проработал до марта месяца и затем прекратил занятия по своей болезни.
  • В 1925/26 учебном году на должность учителя назначается учительница Асеева за счет госбюджета. С 15 декабря Ново-Покровский РИК передал оплату учителя школы за счет самообложения населения. Население взять оплату зарплаты учительницы на свои средства отказалось, и с 15 декабря занятия в школе прекращаются.
  • В 1926/27 учебном году в школе работает учительница Безно-сова, которая, проработав до 10 декабря, всего два месяца, получает по беременности отпуск на четыре месяца и уезжает на четыре месяца по месту своего жительства. После чего происходит перерыв в занятиях с 10 декабря по 20 апреля 1927 года. По приезде учительницы по месту её службы 20 апреля, собрать учеников ей не удалось, так как дети уже были заняты домашними весенними работами, и 1926/27 учебный год потерпел крах.
  • В 1927/28 учебном году в школе работает учитель Каракоц-кий. Начало занятий 18 сентября, конец 12 мая...» [123].

Как уже отмечалось, одной из трех школ второй ступени в городе Оренбурге была школа № 8 имени Профинтерна (Советская, 3). По численности школа была некрупной. В ней всего в 1928/29 учебном году был 301 ученик. Среди них: детей служащих — 117 человек, детей рабочих — 93 человека. Один ученик был сыном торговца. Учебный план школы приведен в приложениях (см. приложение 24). Распределение учеников по группам, успеваемость отражены в данных таблицы 9.

Таблица 9

Количество учащихся по группам в школе в конце учебного года и число переведенных и оставленных на повторный курс [80]

история образование оренбуржья

Из таблицы 9 видно, что старших классов было всего два — восьмой и девятый. Девятый класс имел профессиональный уклон, его выпускники получали дополнительную педагогическую подготовку, им присваивалось звание школьного работника.

В школе работали 18 педагогов. Учебная нагрузка у педагогов была высокой. У 4-х педагогов она составляла 49 часов благодаря совместительству в других учебных заведениях.

Материально-техническая база школы была слабой. Как сказано в отчете:

«Помещение для нашей школы мало — нам не хватает комнат для вспомогательных учреждений, кабинетов, библиотеки, классов ручного труда и пр. Благодаря этому преподавателям приходится работать в первую и во вторую смены, что, конечно, несколько снижает эффект работы последних уроков второй смены...

Вспомогательные учреждения — естественнонаучный кабинет и химическая лаборатории, созданные на средства комсода, с некоторой оговоркой можно считать сносными» [123].

В систему управления школы входили следующие общественные объединения: комсод (комитет содействия шко-ле), школьный совет, ученические организации. Роль общественных объединений достаточно полно отражена в упомянутом отчете:

«Комсод выполняет экономические функции школы... В начале года комсод провел предварительное обследование учащихся в целях выявления их материального состояния на предмет обложения платой или освобождения от неё. Это значительно облегчило распределение обложения...

Комсод идет навстречу культурно-просветительским нуждам школы. Он дал средства учащимся 9-й группы на поездку в село с целью ознакомления с сельской школой, что весьма важно для будущих педагогов...

Органом, регулирующим жизнь школы, является школьный совет, на заседаниях которого было много уделено внимания обсуждению программ и производственных планов. В состав школьного совета входили представители от педагогов, ячейки ВЛКСМ, учащихся, родителей, женотдела, производства — мельницы... Школьный совет разрешал вопросы, например, об агрономизации школы, антирелигиозной кампании и др. <.. >

Идея школьного самоуправления приобрела права гражданства в нашей школе. Учащиеся сами собираются, сами выбирают класскомов, учком... Ученические организации являются сдерживающим и дисциплинирующим фактором... В школе имеются детские общественные организации: «Форпост», «МОПР», «ОДН» и др....»[123].

Значительное внимание в школе уделялось постановке учебно-воспитательной работы. В школе работали: кружок текущей политики, драмкружок, художественный кружок, кружок физкультуры, кружок юннатов, кружок физики, хор-кружок. В связи с нехваткой помещений работа кружков проводилась по методу «усеченного дня» в четверг. В этот день в первой и во второй смене было по 4 урока, в перерыве между уроками велась кружковая работа. Ученики школы постоянно участвовали в различных кампаниях: субботниках, подписках на заем, месячниках сбережений, шефских отношениях с производством, ликвидации неграмотности т.д.

Активно занималась школа антирелигиозной пропагандой. В отчете говорится: «...На антипасхальный вечер явилось до 50% учеников, вечер с докладами и постановкой продолжался до трех часов ночи. Кроме того, учащиеся в этот, вечер участвовали в общегородском карнавале...» [123].

Финансирование школы шло из трех источников: средства от городского отдела народного образования (в 1928 г. — 21000 рублей), плата за обучение (в 1928 г. — 660 рублей) и целевые взносы родителей учащихся (в 1928 г. — 1000 рублей).

В заключение приведем ещё две выдержки из отчета заведующего шкодой, особенно, на взгляд автора, отражающих морально-политическую обстановку, в которой находились руководители образовательных учреждений в конце двадцатых годов:

«В отношении руководств надо сказать, что школа имеет их почти в достаточном количестве. Руководства являются строго марксистки выдержанными и не подлежат обсуждению...

Классовый анализ общественно-экономических факторов осуществляется. Марксистский подход есть. Знания политсовре-менности также налицо. Мы находимся в ткани современной жизни, затрагиваем этот вопрос в кружке текущей политики и пр. Вообще поэтому вопросу можно сказать, что мы как будто находимся в последнем градусе современности» [123].

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье