Восстановление системы образования в 1923—1929 гг. - Развитие неполного и полного среднего образования

С 1923/24 учебного года начинается медленный процесс восстановления разрушенной, в период с 1918 по 1922 г. структуры образования в губернии. После организационного и экономического провала 1922 г. в 1923 г. несколько вырос объем финансовых средств, выделяемых на образование, что позволило увеличить число учебных заведений с содержанием за счет средств госбюджета и сократить число договорных школ.

Содержание материала

Значительно слабее обстояли дела с развитием неполного и полного среднего образования. В 1926/27 учебном году в губернии функционировали всего 22 школы повышенного типа, в которых имелось 122 класса-комплекта с 4550 учащимися. Их социальный состав характеризовался данными (из отчета губоно за 1926/27 учебный год на губернском съезде Союза работников просвещения [129]), представленными в таблице 8.

Таблица 8

Социальный состав учащихся школ повышенного типа

социальный состав учащихся

Число школ повышенного типа и групп-комлектов в них не соответствовало потребностям населения губернии. Комплектование этих групп шло на классовой основе, в первую очередь зачислялись дети рабочих и крестьян. Родителям остальных категорий населения предлагалось направлять своих детей в платные группы, что было не доступно для многих. В последующие годы численность школ повышенного типа медленно начала расти. В городах и крупных населенных пунктах начали открываться школы-семилетки и ШКМ.

В 1927/28 учебном году число школ повышенного типа возросло до 25, в них стало 143 класса-комплекта с 5418 учащимися. В следующем 1928/29 учебном году в Оренбурге и трех уездах работали 12 школ крестьянской молодежи и 20 школ повышенного типа, в том числе 9 школ в городе. В августе 1928 г. циркуляром Наркомпроса (№ 11 б от 11 августа 1928 г.) были внесены изменения в правила приема учащихся в школы первой и второй ступени, в соответствии с которыми дети специалистов, работающих в госучреждениях, предприятиях, при поступлении в школу были приравнены в правах с детьми рабочих.

В штате губернского отдела народного образования, который до этого в основном занимался решением проблем школ первой ступени, появилась должность инспектора по руководству школами повышенного типа.

В целом ни о каких успехах в развитии среднего образования в Оренбургской губернии в двадцатых годах говорить не приходится. На территории ряда сельских районов в 1929/30 учебном году не имелось даже одной школы крестьянской молодежи или школы-семилетки, в большинстве других имелась одна школа крестьянской молодежи или школа-семилетка.

В городе Оренбурге на протяжении трех лет конца второго десятилетия XX в. во всех школах 2-й ступени было всего 11 классов второго концентра (8—9 классы), что значительно ниже дореволюционного времени. В 1928/29 учебном году в городе Оренбурге работали три школы второй ступени с девятилетним сроком обучения: школа № 1 имени Т. Г. Шевченко (Советская, 21), школа № 8 имени Профин-терна (Советская, 3), школа № 9 имени Плеханова (Пролетарская, 86) [77].

В конце 20-х годов по количеству лиц, получающих среднее образование, Оренбургский округ значительно отставал от среднего уровня по Советскому Союзу. В пояснительной записке к плану на 3-е пятилетие (1938—1942) по просвещению в Чкаловской области сказано: «В развитии законченного среднего образования Чкаловская область отставала от среднего роста по Советскому Союзу (15 раз в 1932 году)» [134].

Качество среднего образования, получаемого в течение девяти лет, по признанию центра, было невысоким. Выпускники школы-девятилетки были недостаточно подготовлены к получению высшего образования. В связи с этим решением Наркомпроса в 1929/30 учебном году все школы второй ступени по всей стране были переведены на десятилетний срок обучения за счет увеличения на один год длительности обучения во втором концентре (8—10 классы). Был утвержден новый учебный план, в котором увеличилось число часов на изучение обществоведения, математики, физики, русского языка и литературы.