Архивные материалы школ конца 20-х годов воссоздают реальную атмосферу, в которой жили учащиеся и педагоги. Ниже приведена информация о состоянии в 1928 г. двух школ губернии. Одна из этих школ — рядовая глубинная сельская школа обычного района Оренбургского округа— Александровская школа первой ступени Ново-Покровского района. Вторая — одна из трех оставшихся школ в городе Оренбурге, продолжающих сохранять уровень среднего полного образования, — советская трудовая школа № 8 имени Профинтерна [123].
Материалы по Александровской школе подготовлены опытным квалифицированным педагогом С. А. Каракоц-ким, образованным человеком, обладающим опытом в сложившихся правилах взаимоотношений между учреждениями образования и органами власти на селе и районе. Читатель обратит внимание на ужасающую нищету школы, в которой не хватало всего самого необходимого для обучения детей, начиная от учебников и заканчивая простой табуреткой для учителя. В контрасте с материальным состоянием школы находится круг обязанностей, возлагаемых на учителя. Кроме обучения детей по школьной программе он обязан был заниматься агитацией в отношении кооперирования, очистки семян, древонасаждения, заниматься ликвидацией . неграмотности, бороться с самогоноварением, хулиганством и т.д.
В «Общем годовом производственном плане Александровской школы первой ступени Ново-Покровского района на 1928/29 учебный год (ноябрь 1928 года)» написано (приведены выдержки):
«...Школа, как и в прошлом году, будет помещаться в одномздании. Поэтому за недостаточностью оборудования школы занятия придется проводить в 2 смены. С 8 до 12 часов с первой и третьей группой заниматься будет И. П. Гордеева. С 12 до 4 часов заниматься со второй и четвертой группами должен учитель С. А. Каракоцкий.
Учащиеся распределены на четыре группы. В первой группе 27 человек, из них 12 девочек, вторая группа 29 человек, из них 9 девочек. Третья группа 8 человек, из них 4 девочки. В четвертой группе 12, при этом 8 мальчиков, 4 — девочки. Всего учащихся школы — 76 человек.
Топливом школа снабжена на весь год. Остро чувствуется недостаток учебников, учебных пособий и оборудования школы. На 76 учащихся имеется 12 парт, 1 классная доска. Не хватает 4 парт, одной классной доски, нет табуреток для сидения учителя.
Учебников для 1-й группы нет никаких, за исключением нескольких букварей, которые пришли в негодность из-за ветхости. Во второй группе не хватает 29 учебников по грамматике и. 19 задачников. В третьей группе также нет учебников по грамматике и не хватает книг для чтения. В четвертой группе отсутствуют все учебники. Нужно купить для школы учебники, а также лампу, два ведра и таз.
Общий уровень развития и степень подготовленности учащихся от прошлого года за исключением грамматики второй, третьей и четвертой групп средний. Все группы слабо подготовлены по грамматике.
В данном учебном году перед школой стоят следующие задачи:
- Озаботиться о своевременном снабжении школы учебниками и учебными пособиями, а также ученическими принадлежностями. Для этого, если РИК не отпустит средств в достаточном количестве, остальные принадлежности и учебники купить за средства населения.
- Добиться полного охвата школой детей школьного возраста через постановку на общем собрании докладов о необходимости обучения в школе всех детей школьного возраста.
- Всю имеющуюся бедноту обеспечить бесплатно учебными пособиями и ученическими принадлежностями, а также одеждою и обувью. Поставить этот вопрос перед общественными организациями и общим собранием граждан.
- Вести агитацию по кооперированию населения через постановку на эту тему докладов и бесед.
- Ликвидировать силами учителей и комсомола неграмотность среди взрослого населения.
- Повести работу в красном уголке путем проведения бесед, читки газет и т. д.
- Повести агитацию за повышение урожайности и распространение чистосортных семян. Для чего перед весенним посевом каждый гражданин должен очистить семенной материал на триер. Страхование посевов от стихийных бедствий и скота на случай повальных болезней. На эту тему проводить беседы с гражданами в красном уголке.
- Повести агитацию по борьбе с религиозными верованиями, суевериями, предрассудками и знахарством путем работы в союзе безбожников и через учеников. Организовать борьбу с самогоноварением и пьянством путем собирания сведений о том, сколько расходуется хлеба на самогонку, составление диаграмм, плакатов и корреспонденции в газету.
- Организовать борьбу с хулиганством.
- Организация детей для работы по древонасаждению. Для чего каждый ученик должен добиться, чтобы каждый двор посадил около дома деревья.
- Произвести ремонт школьному зданию за счет самообложения. Запастись топливом еще до начала занятий 1929/30 учебного года (в летний период) с таким расчетом, чтобы кизяков хватило для отопления на всю зиму. За счет самообложения приобрести необходимый для школы инвентарь и школьное имущество.
- Весной добиться — провести засев не менее трех десятин пшеницы и этим создать известные средства для нужд школы. Для чего поставить этот вопрос на общем собрании граждан об отводе под школьный посев земли. Семенной материал взять из запасного фонда сельсовета...».
В 20-е годы всем школам было рекомендовано вести постоянную краеведческую работу. Каракоцким написана краткая история работы Александровской школы в период 1917—1928 гг. На протяжении практически одной страницы изложены все беды малокомлектной сельской школы в 20-е годы, отношение к школе со стороны местных властных органов и населения. Стиль сохранен:
«В селе имеется школа 1-й ступени, основанная в 1900 году, которая до 1917 года носила название «Церковно-приходская». Занятия велись под наблюдением священника, преподавались «Закон Божий», церковнославянский язык. Занятия носили характер религиозного воспитания, через посредство чего выковывались борцы за «Веру, Царя, Отечество».
С наступлением революции школа приняла совершенно иной вид. В 1918 году «Закон Божий» и церковнославянский язык из школы были изгнаны. Все учебные пособия по этой отрасли уничтожены. С этого момента в стенах школы занятия велись почти исключительно на формальных навыках чтению, арифметике и письму.
- В 1918/19, 1919/20 учебных годах в школе занятия проводили три учителя. В этот момент охвачены были школой все дети школьного возраста. В 1920/21 учебном году за отсутствием школьных работников занятия проводил один учитель. Занятия проводились с большими перерывами по случаю отрыва учителя на общественные работы...
- В 1921/22 учебном году в школе работали два учителя с оплатой в месяц 20 ф. муки, 10 ф. мяса. В силу постигшей голодовки занятия с февраля месяца 1922 года прекращаются и школа закрывается,
- В 1922/23 учебном году в школе работают два учителя с оплатой 80 пудов пшеницы каждому за весь учебный год. Занятия продолжались до конца учебного года, т.е. до апреля месяца.
- В 1923/24 учебном году в школе занятия проводятся при одном учителе с оплатой учителю за счет госбюджета. В 1924/25 учебном году в школе занятия проводятся при одном учителе, который проработал до марта месяца и затем прекратил занятия по своей болезни.
- В 1925/26 учебном году на должность учителя назначается учительница Асеева за счет госбюджета. С 15 декабря Ново-Покровский РИК передал оплату учителя школы за счет самообложения населения. Население взять оплату зарплаты учительницы на свои средства отказалось, и с 15 декабря занятия в школе прекращаются.
- В 1926/27 учебном году в школе работает учительница Безно-сова, которая, проработав до 10 декабря, всего два месяца, получает по беременности отпуск на четыре месяца и уезжает на четыре месяца по месту своего жительства. После чего происходит перерыв в занятиях с 10 декабря по 20 апреля 1927 года. По приезде учительницы по месту её службы 20 апреля, собрать учеников ей не удалось, так как дети уже были заняты домашними весенними работами, и 1926/27 учебный год потерпел крах.
- В 1927/28 учебном году в школе работает учитель Каракоц-кий. Начало занятий 18 сентября, конец 12 мая...» [123].