Восстановление системы образования в 1923—1929 гг. - Школа № 8 имени Профинтерна

С 1923/24 учебного года начинается медленный процесс восстановления разрушенной, в период с 1918 по 1922 г. структуры образования в губернии. После организационного и экономического провала 1922 г. в 1923 г. несколько вырос объем финансовых средств, выделяемых на образование, что позволило увеличить число учебных заведений с содержанием за счет средств госбюджета и сократить число договорных школ.

Содержание материала

Как уже отмечалось, одной из трех школ второй ступени в городе Оренбурге была школа № 8 имени Профинтерна (Советская, 3). По численности школа была некрупной. В ней всего в 1928/29 учебном году был 301 ученик. Среди них: детей служащих — 117 человек, детей рабочих — 93 человека. Один ученик был сыном торговца. Учебный план школы приведен в приложениях (см. приложение 24). Распределение учеников по группам, успеваемость отражены в данных таблицы 9.

Таблица 9

Количество учащихся по группам в школе в конце учебного года и число переведенных и оставленных на повторный курс [80]

история образование оренбуржья

Из таблицы 9 видно, что старших классов было всего два — восьмой и девятый. Девятый класс имел профессиональный уклон, его выпускники получали дополнительную педагогическую подготовку, им присваивалось звание школьного работника.

В школе работали 18 педагогов. Учебная нагрузка у педагогов была высокой. У 4-х педагогов она составляла 49 часов благодаря совместительству в других учебных заведениях.

Материально-техническая база школы была слабой. Как сказано в отчете:

«Помещение для нашей школы мало — нам не хватает комнат для вспомогательных учреждений, кабинетов, библиотеки, классов ручного труда и пр. Благодаря этому преподавателям приходится работать в первую и во вторую смены, что, конечно, несколько снижает эффект работы последних уроков второй смены...

Вспомогательные учреждения — естественнонаучный кабинет и химическая лаборатории, созданные на средства комсода, с некоторой оговоркой можно считать сносными» [123].

В систему управления школы входили следующие общественные объединения: комсод (комитет содействия шко-ле), школьный совет, ученические организации. Роль общественных объединений достаточно полно отражена в упомянутом отчете:

«Комсод выполняет экономические функции школы... В начале года комсод провел предварительное обследование учащихся в целях выявления их материального состояния на предмет обложения платой или освобождения от неё. Это значительно облегчило распределение обложения...

Комсод идет навстречу культурно-просветительским нуждам школы. Он дал средства учащимся 9-й группы на поездку в село с целью ознакомления с сельской школой, что весьма важно для будущих педагогов...

Органом, регулирующим жизнь школы, является школьный совет, на заседаниях которого было много уделено внимания обсуждению программ и производственных планов. В состав школьного совета входили представители от педагогов, ячейки ВЛКСМ, учащихся, родителей, женотдела, производства — мельницы... Школьный совет разрешал вопросы, например, об агрономизации школы, антирелигиозной кампании и др. <.. >

Идея школьного самоуправления приобрела права гражданства в нашей школе. Учащиеся сами собираются, сами выбирают класскомов, учком... Ученические организации являются сдерживающим и дисциплинирующим фактором... В школе имеются детские общественные организации: «Форпост», «МОПР», «ОДН» и др....»[123].

Значительное внимание в школе уделялось постановке учебно-воспитательной работы. В школе работали: кружок текущей политики, драмкружок, художественный кружок, кружок физкультуры, кружок юннатов, кружок физики, хор-кружок. В связи с нехваткой помещений работа кружков проводилась по методу «усеченного дня» в четверг. В этот день в первой и во второй смене было по 4 урока, в перерыве между уроками велась кружковая работа. Ученики школы постоянно участвовали в различных кампаниях: субботниках, подписках на заем, месячниках сбережений, шефских отношениях с производством, ликвидации неграмотности т.д.

Активно занималась школа антирелигиозной пропагандой. В отчете говорится: «...На антипасхальный вечер явилось до 50% учеников, вечер с докладами и постановкой продолжался до трех часов ночи. Кроме того, учащиеся в этот, вечер участвовали в общегородском карнавале...» [123].

Финансирование школы шло из трех источников: средства от городского отдела народного образования (в 1928 г. — 21000 рублей), плата за обучение (в 1928 г. — 660 рублей) и целевые взносы родителей учащихся (в 1928 г. — 1000 рублей).

В заключение приведем ещё две выдержки из отчета заведующего шкодой, особенно, на взгляд автора, отражающих морально-политическую обстановку, в которой находились руководители образовательных учреждений в конце двадцатых годов:

«В отношении руководств надо сказать, что школа имеет их почти в достаточном количестве. Руководства являются строго марксистки выдержанными и не подлежат обсуждению...

Классовый анализ общественно-экономических факторов осуществляется. Марксистский подход есть. Знания политсовре-менности также налицо. Мы находимся в ткани современной жизни, затрагиваем этот вопрос в кружке текущей политики и пр. Вообще поэтому вопросу можно сказать, что мы как будто находимся в последнем градусе современности» [123].

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье