Школьное образование в Оренбургской области в 1930—1940 гг.

В 1930 г. страна трудится над выполнением заданий первой пятилетки. Официальная пропаганда в каждом известии, статье сообщает о досрочном выполнении заданий.

На XVI съезде ВКП(б) принимается постановление ускорить выполнение прежнего решения о введении всеобщего начального образования с 1933/34 учебного года. Новым сроком завершения работы по введению всеобуча определяется 1930/31 г., что на три года ранее срока, определенного в 1925 г. В качестве недостающих школьных помещений рекомендовано использовать здания закрываемых церквей, дома раскулаченных крестьян.

17 июля 1930 г. президиум Оренбургского окрисполко-ма принимает постановление «О введении в округе обязательного всеобщего обучения детей школьного возраста», в котором сказано:

«...Всеобщее обязательное начальное обучение по всему Оренбургскому округу вводится в 1930/31 году для детей 8— 9—10-летнего возраста.

В городах Оренбурге и Орске, в рабочем поселке Халиливо, в районных центрах и совхозах обязательное начальное обучение вводится в 1930/31 году для детей 8—11-летнего возраста» [71].

Постановлением ответственность за посылку в школы детей в 1930 г. была возложена на родителей и всех граждан, имеющих на попечении детей. В случае отказа от исполнения постановления было разрешено применять к родителям или лицам их заменяющим меры административного и морального взыскания, в том числе денежные штрафы.

В соответствии с постановлением НКТ СССР от 23 апреля 1930 г. все окончившие педагогические курсы и школы 2-й ступени по педагогическому уклону обязывались явиться в ближайшие отделы народного образования для получения назначения на педагогическую работу.

В целях закрепления существующего контингента на педагогической работе постановлением облисполкома было запрещено государственным и кооперативным организациям принимать на работу не по специальности лиц, имеющих педагогическую подготовку и практику.

Особая забота была проявлена по изысканию помещений для размещения школ. В постановлении сказано:

«...16. Учитывая недостаток намеченного фонда школьных помещений... обязать освободить для использования по прямому назначению школьные здания, занятые для других надобностей, использовать для нужд школы здания закрываемых церквей, конфискованные кулацкие дома и другие пригодные для школьных нужд дома...» [71].

Несмотря на очередные строгие меры, ввести всеобщее начальное образование для детей школьного возраста в Оренбургском округе за один 1930/31 учебный год не удалось. Однако результаты, достигнутые в области начального образования в период 1930—-1935 гг. в ходе совместной работы органов образования и администрации сёл, районов и городов, весьма значительны. Проблема охвата начальным всеобучем детей школьного возраста в городах и сельской местности в этот период в основном была, наконец, решена. Это показывает таблица 10, взятая из отчета областного отдела народного образования (в декабре 1934 г. была организована самостоятельная Оренбургская область).

Таблица 10

Сводка охвата детей, подлежащих обязательному начальному обучению [135]

Сводка охвата детей

Цифра в 96% сохранилась и на 1.09.1936 г.

Дальнейшее увеличение процента охвата всеобщим начальным образованием детей школьного возраста было связано со строительством интернатов при школах для проживания детей из отдаленных мелких поселков, открытием и расширением сети специальных школ для детей с дефектами речи, слуха, поведения и т.д., ликвидацией беспризорности. Каждый новый следующий процент требовал значительных дополнительных материальных средств и организационных затрат времени. Работа в этом направлении была продолжена в последующие годы.

Надо отметить, что проблема всеобуча детей школьного возраста остается актуальной задачей и для XXI в., особенно с увеличением числа детей в группах социального риска, беженцев и вынужденных переселенцев.

1930/31 учебный год в Оренбургском округе характеризуется началом резкого роста числа неполных средних школ в городах, крупных сельских населенных пунктах, центральных усадьбах колхозов, совхозов.

После долгого периода застоя 20-х годов начала решаться задача обеспечения доступности, а в конце 30-х годов и частичной обязательности неполного среднего образования для детей, проживающих в городах и крупных населенных пунктах. Параллельно начало увеличиваться число средних школ. В 1930 г. большинство сельских районов не имело средних школ, а несколько районов не имело и школ-семилеток. В 1936 г. неполные средние школы были во всех районах и только в 13 сельских районах не было средних школ.

Во второй половине 30-х годов рост числа школ-семилеток в области продолжился, одновременно шло преобра-зование неполных средних школ в средние школы в крупных населенных пунктах области. Динамика изменения сети школ и ученического контингента по области с 1932 по 1940 г. отражена в нижеследующих таблицах 11 и 12.

Таблица 11

Сеть школ и контингент учащихся Оренбургской области с 1932 по 1940 г.

set-shkol

Примечание: составлена на основании [136, 78].

Таблица 12

Контингент и выпуск учащихся Оренбургской области с 1933 года по 1940 год (тыс. уч.)

Контингент и выпуск учащихся

Примечание: составлена на основании [137, 134, 138].К 1938 г., как говорится в «Объяснительной записке к плану на 3-е пятилетие (1938—1942 гг.) по просвещению в Чкаловской области», «в результате успешного выполнения второго пятилетнего плана по области разрешена основная задача — это введение всеобщего начального обучения на селе и семилетнего обучения в городе» [141].

Темпы роста числа учащихся в Чкаловской области во второй пятилетке были выше, чем в среднем по Советскому Союзу (82% по области, 30% по Советскому Союзу). Однако в развитии системы среднего образования Чкаловская область отставала от среднего роста по Советскому Союзу (15 раз в 1932 г.) [141].

В соответствии с планом третьей пятилетки предусматривалось ввести к 1942 г. обязательное всеобщее семилетнее обучение на селе, всеобщее десятилетнее обучение в городе, одновременно с расширением охвата учеников десятилетним обучением на селе. Учитывая отставание области в развитии среднего образования в сравнении с центральными областями России, темпы его развития предполагались более высокими, чем в среднем по Советскому Союзу.

Многонациональный состав населения Оренбургской области определял в тридцатые годы развитие школы как многонациональной. В соответствии с пожеланиями граждан в области функционировали школы с преподаванием на национальных языках. В 1938/39 учебном году в области среди всех школ имелось 506 «нерусских школ», т.е. школ с преподаванием на нерусском языке. Среди них было 434 начальные школы, 57 неполных средних школ и 15 средних школ. В таблице 13 дается распределение школ по языкам преподавания.

В тридцатые годы в области начинают выделяться средства на укрепление материально-технической базы образования. В 1935/36 учебном году число школ со сроком занятий более 200 дней в году возросло до 83,7%. В области велось достаточно активное строительство новых школьных зданий. В 1936 г. в пределах области продолжалось строительство пяти новых школ в Оренбурге, двух школ в Орске, школы на 400 мест в Соль-Илецке, школы на 400 мест в Бузулуке, 20 сельских школ [139].

Архивные материалы облисполкома за тридцатые годы показывают, что проблемы развития образования в этот период были на постоянном контроле у администрации области. Регулярно на заседаниях областного исполнительного комитета области рассматривались вопросы подготовки материально-технической базы школы к новому учебному году, анализировалась обеспеченность школы учительскими кадрами, заслушивались итога капитального строительства новых школьных зданий. Несколько раз вопросы развития образования в области выносились на обсуждение сессий областного Совета.

Таблица 13

Распределение школ с преподаванием на национальных языках [142]

Распределение школ

В начале января 1936 г. в Оренбурге состоялся первый областной съезд лучших учителей области. В течение четырех дней на съезде обсуждались проблемы образования области. Вступительную речь на съезде произнес председатель облисполкома К. Е. Васильев. Все участники съезда были отмечены ценными подарками.

Интенсивно развивались в этот период ведомственные учреждения образования, особенно по линии Наркомата путей сообщения. На 15.09.1935 г. в пределах области находилось 40 железнодорожных школ, среди них 10 средних школ, 11 неполных средних школ и 19 начальных школ. К 01.10.1937 г. имелось 44 школы, в том числе 23 начальные школы с 3491 учеником, 10 неполных средних школ с 5720 учениками и 11 средних школ с 10792 учениками. Систему образования области дополняли учреждения и других ведомств, в частности, на востоке области имелись школы Главзолота [140].

В 30-х годах практически вновь начала возрождаться и развиваться система внешкольного дополнительного обра-зования. В 1938 г. в области функционировали Дворец пионеров и школьников, 5 домов пионеров и школьников, 16+-детских технических станций, 14 различных лагерей и площадок. Особой популярностью в домах пионеров, детских технических станциях пользовались у школьников авиамодельные, радиотехнические и автомобильные кружки.

В Оренбурге и на территории сельских районов в 1938 г. находились 30 различных детских домов с 3746 воспитанниками, в том числе детские дома для детей с ограничениями по разным показателям.

Количественные проблемы охвата молодежи образовательными услугами в тридцатые годы достаточно успешно решались. Однако качество этих услуг было низким. Недостаточный уровень образования, отсутствие длительного педагогического опыта объективно не могли обеспечить высокий уровень обучения. В школах практически не было учителей иностранного языка, физической культуры и спорта. Библиотеки, учебно-лабораторная база большинства школ, особенно вновь организованных, были крайне слабыми.

На начало 1940/41 учебного года в системе общего образования области на должностях учителей, руководителей начальных, семилетних и средних школ работало 11914 человек. Из них:

  • имеющих высшее образование — 734 человека;
  • окончивших 2-х, 3-х годичные учительские институты — 1091 человек;
  • имеющих среднее педагогическое или среднее общее образование — 5934 человека;
  • не имеющих полного среднего образования — 4155 человек.

Из 168 директоров средних школ имели высшее образование 49 человек, окончили 2-х, 3-х годичные учительские институты — 53 человека, имели среднее педагогическое или среднее общее образование — 65 человек, не имел полного среднего образования — 1 человек. Основную массу учителей составляла молодежь. Около 50% работников образования имели педагогический стаж менее пяти лет [144].

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье