Первые шаги педагогической науки, педагогические общественные объединения, педагогическая пресса

К числу первых Оренбургских педагогов-теоретиков, авторов собственных педагогических концепций, методик и учебников следует отнести первого директора Неплюевского военного училища (будущего кадетского корпуса) Григория Федоровича Генса. Как известно, учебные планы, программы, постановка воспитательной работы в Оренбургском военном училище были с самого начала особыми, оригинальными документами, отличающимися от подобных документов других военных учебных заведений.

Это обусловлено было территориальными и национальными особенностями Оренбурга. Разработкой концепции нового учебного заведения занимались многие работники администрации Оренбургского военного губернаторства, в том числе и губернаторы Оренбургского края Г. С. Волконский и П. К. Эссен, но в большей степени эта работа была проделана Г. Ф. Генсом.

Учебные планы и программы Оренбургского военного училища (кадетского корпуса) неоднократно, особенно в первые годы существования училища, корректировались. Участие в первых этих изменениях принимал Владимир Иванович Даль, ученый энциклопедического направления, прославивший Россию и её Оренбургский край, где он достаточно продолжительное время жил и работал.

В Неплюевском кадетском корпусе работали квалифицированные преподаватели и воспитатели. Большим знатоком творчества знаменитых русских педагогов Н. И. Пиро-гова и К. Д. Ушинского, активным сторонником практического использования в учебно-воспитательном процессе гуманных принципов был Феофан Матвеевич Самоцвет, который более тридцати лет проработал директором Неплюевского кадетского корпуса.

В XIX веке педагоги Оренбуржья начали проводить собственные педагогические эксперименты, разрабатывать свои методические пособия. Так, в 1859г. в Оренбургском приходском училище был испытан новый звуковой метод обучения грамоте, предложенный известным педагогом, директором Петербургского удельного земледельческого училища В. А. Золотовым. Опыт оказался положительным. Со следующего года этот метод был рекомендован для всех начальных школ губернии.

Интересное методическое пособие по работе в школах с нерусским языком преподавания подготовил к использованию в практике А. К. Абдулгазиев — выпускник Оренбургской учительской школы. Опираясь на идею К. Д. Ушинского, что исходное начало умственного развития детей — наглядное преподавание, он написал обстоятельное методическое пособие «Обучение нерусских детей русскому языку». Руководство содержало подробную разработку 100 практических уроков.

Во второй половине XIX века в Оренбурге начали публиковаться работы, посвященные истории создания и анализу состояния различных учебных заведений в Оренбургской губернии. Непременной составляющей этих работ являлась характеристика постановки учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях.

Среди работ следует особо выделить обстоятельную работу под названием «Исторический очерк народного образования в Оренбургском учебном округе за первое 25-летие его существования (1875—1899 гг.)», где подробно излагается опыт работы и анализируется качество учебного и воспитательного процесса на основе результатов проверок работы учебных заведений со стороны окружных инспекторов.

Школы в казачьих станицах Оренбургского казачьего войска всегда имели особенности в организации учебного процесса, постановке воспитательной работы. Конкретная специфика работы в школах Оренбургского казачьего войска в XIX в. была раскрыта в работах С. Н. Севостьянова и В. Симагина.

Значительную роль в организации обмена педагогическим и методическим опытом, в распространении передовых педагогических идей в Оренбуржье в XIX в. и в начале XX в. играли различные печатные издания. В первую очередь необходимо отметить официальные органы Оренбургского учебного округа, журналы:

I. Циркуляр Оренбургского учебного округа. — Оренбург, 1878—1907; Уфа, 1907—1909.

1402. Вестник Оренбургского  учебного  округа.  — Уфа, 1912—1915.

3. Циркуляр для народных училищ. — Оренбург, 1901— 1902.

Указанные журналы содержали официальную часть с изложением приказов, распоряжений и циркуляров Министерства народного просвещения России, попечителя Оренбургского учебного округа, педагогический отдел, методическую часть, научный отдел. В качестве приложений в журналах печатались материалы по истории открытия, развития и состояния учебных заведений Оренбургского учебного округа, отчеты о результатах инспекторских проверок отдельных учебных заведений, рекламный материал по издающейся учебной, научной, методической литературе.

Например, в № 11, 12 за 1878г. напечатана статья о торжественном открытии в Оренбурге учительского института, в № 9, 10 за 1879г. опубликована статья преподавателя уфимской гимназии А. Клеванова «О воспитательно-образовательном значении истории как науки». Проблемы воспитания достаточно часто поднимались в журнале. В №9, 10 за 1878г. напечатана речь, произнесенная преподавателем русского языка Благовещенским на годичном акте Стерлитамакской прогимназии, по актуальной и для настоящего времени проблеме: «Об участии семьи в деле школьного воспитания».

В 1907г. в Оренбурге вышел первый номер журнала под названием «Учительский вестник», орган «Общества взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных училищах Оренбургской губернии»*.Само это общество (фактически первое профессиональное педагогическое общество) создано было 15 марта187 г. Его членами были учителя начальных училищ, церковно-приходских и казачьих училищ, магометанских и еврейских школ. Круг обязанностей общества был весьма широк: от оказания материальной помощи за счет аналога коллективной кассы взаимопомощи, педагогического, методического и психологического образования членов общества, до защиты их профессиональных интересов перед работодателями.*

В журнале публиковались как официальные документы, так и научные и научно-популярные статьи по вопросам педагогики, дидактики, школоведения и педагогической психологии. Журнал регулярно давал обзоры состояния развития систем образования в США, странах Западной Европы. Издавался журнал по 1917г.

Среди постоянных оренбургских авторов педагогических, методологических и методических статей журнала «Учительский вестник» были члены правления указанного общества И. М. Владимирский, Ф. К. Мосевнин. В 1908г. в трех номерах журнала была напечатана большая статья В. Я. Струминского «Модернизм в современном художественном творчестве как психическое явление» (1908. № 1—3).

Начало XX в. особенно плодотворно сказалось на открытии новых печатных изданий. Это характерно и для педагогической прессы. В этот период в Оренбурге издавались журналы «Оренбургские педагогические записки», орган дирекции народных училищ Оренбургской губернии (1907—1910), «Ежегодник Оренбургского реального училища» (1906—1908). Публиковались и другие издания, где в качестве учредителей выступали учителя или ученики отдельных учебных заведений.

В феврале 1907г. в состав общества входило 170 человек. Практическую работу общество вело за счет членских взносов и добровольных пожертвований граждан.

В первом десятилетии XX века в Оренбурге начали работать отделения Всероссийского психологического общества и Всероссийского географического общества. В 1913г. в Оренбурге открылось отделение «Оренбургского семейно-педагогического общества».

Работа обществ была достаточно насыщенной. Регулярно проходили заседания, на которых заслушивались доклады оренбургских педагогов, ученых по различным образовательным и воспитательным проблемам. Например, в течение 1908/09 учебного года состоялось шесть заседаний психологического общества, на которых были заслушаны доклады членов общества. Чтобы подчеркнуть серьезность и глубину обсуждаемой тематики, приведем названия трех докладов: В. Д. Реформатский «Миросозерцание Л. Н. Толстого», В. Я. Струминский «Модернизм в современном художественном творчестве как психическое явление», А. С. Азарьев «Школа поверяется жизнью». На заседаниях обществ слушались сообщения ученых, приглашенных в Оренбург из Петербурга, Москвы и других городов.

Как уже отмечалось, педагоги Оренбурга принимали активное участие в работе многочисленных всероссийских педагогических съездов, проводившихся в период 1910 — 1914гг. Отчеты участников всероссийских съездов заслушивались на заседаниях обществ, печатались в журналах. Так, 9 февраля 1914г. на экстренном общем собрании учительского общества взаимопомощи были заслушаны отчеты оренбургских делегатов I Съезда деятелей по народному образованию (А. Е. Евдюков, И. М. Данилов) и II съезда представителей учительских обществ взаимопомощи (И. М. Владимирский). Отчет И. М. Владимирского был опубликован в № 2, а отчет А. Е. Евдюкова в № 3 «Учительского вестника» за 1914г.

«Открытие в Оренбурге в 1909г. учительской семинарии ив 1915г. учительского института дало дополнительный импульс к расширению педагогической деятельности по изучению и обобщению практического опыта в образовательных учреждениях. Учебные курсы по педагогике, методике и психологии наиболее обстоятельно в пределах Оренбурга были поставлены в этих учебных заведениях.

* Во второй половине XIX и в начале XX вв. в Оренбурге был создан ряд педагогических обществ. Среди них уже упомянутое ранее «Общество взаимного вспомоществования учащим и учившим в начальных училищах Оренбургской губернии». В конце 1906г. в Оренбурге открылось «Общество содействия народному образованию». Целью общества было способствовать развитию народного образования * «...посредством школ, народных чтений, повторительных классов, дневных и вечерних школ типа воскресных, вечерних и воскресных курсов, лекций для взрослых, классов хорового пения, бесплатных библиотек и читален, общедоступных народных и детских спектаклей, концертов, книжных складов, музеев для наглядного обучения и других образовательных предприятий, содействовать изданию книг, брошюр и периодических изданий».

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье