Педагогические исследования в 1918—1940 годы

Радикальные изменения в системе управления образованием, содержании образования, вызванные Октябрьской революцией 1917г., активизировали теоретическую деятельность оренбургских педагогов. Отдаленность от, центра, отсутствие устойчивой связи с центром в период граждаской войны заставляли изыскивать собственные пути реформирования школы в духе «идеи единой трудовой школы».

Материалы приложений 18—21 показывают, что все необходимые для этого профессиональные умения у оренбургских педагогов имелись. Педагогические коллективы самостоятельно разрабатывали учебные планы школ различного профиля, согласовывали программы учебных дисциплин для различных учебных заведений, разрабатывали методики изучения отдельных дисциплин.

« В период с 1920 по 1926г. научно-педагогическая деятельность в Оренбурге в большей степени была связана с педагогами института народного образования. Развитие педагогической науки, как и любой науки, определяется наличием личностей, аккумулирующих в себе достигнутый уровень знаний и способствующих его повышению. Одной из наиболее ярких фигур в педагогической науке Оренбуржья в двадцатые годы был Василий Яковлевич Струминский. Кроме практической деятельности в качестве педагога, директора института народного образования он вел в этот период большую научную работу. Наиболее глубокие работы в области педагогики, психологии, опубликованные в Оренбурге в 20-е годы, принадлежат В. Я. Струминскому. Ранее было упомянуто о большой работе В. Я. Струминского, изданной в 1908г. В 1922—23 гг. в Оренбурге вышли подготовленные В. Я. Струминским три выпуска «Настольной книги для работников просвещения трудовой школы»?. В первом томе «Принципы и методы работы» были опубликованы статьи различных авторов, посвященные трудовой школе. Среди авторов А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, П. П. Блонский и др.

Чтобы составить представление о масштабности опубликованного произведения, приведем разделы содержания первого выпуска:

1. Идея трудовой школы.

2. Трудовая школа — школа активности и свободы учащегося.

3. Ориентировка трудовой школы на конкретной реальности.

4. Трудовая школа — школа социального воспитания народных масс.

5. Построение учебного плана трудовой школы и проблема отдельных учебных предметов.

6. Обзор литературы по трудовой школе.

7. Вопросы работнику просвещения.

Всего в первом выпуске опубликовано 33 различных статьи, среди них предисловие, 7 статей, обзор литературы по трудовой школе, вопросы работнику просвещения принадлежат перу В. Я. Струминского. Второй и третий выпуски настольной книги были посвящены программам трудовой школы, комплексному подходу в преподавании, проблемам в преподавании родного языка, математики, природоведения, обществоведения, опыту проработки программного материала по комплексам. В третьем томе опубликовано 63 статьи, из них 8 статей написаны В. Я. Струминским.

Опубликованные выпуски настольной книги получили признание не только в Оренбурге, но и в Москве. В 1924г. настольная книга по рекомендации Наркомпроса РСФСР была переиздана государственным издательством в качестве хрестоматии-руководства для учителей страны.

В августе 1923г. в Оренбурге Киргосиздательством был опубликован другой труд В. Я, Струминского «Психология. Опыт систематического изложения основных вопросов научной психологии с точки зрения диалектического материализма»? В обстоятельной работе объемом более 400 страниц автор высказал свой взгляд на отдельные проблемы психологии.

В 1926г. В. Я. Струминский переехал на работу в Казань, а затем, в 1932г., в Москву. Там он продолжил исследования в области педагогики, психологии, истории педагогики. В различных научных изданиях им был опубликован большой цикл работ по педагогическому творчеству К. Д. Ушинского, истории развития начального образования в России. В 1945г. В. Я. Струминский был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР.*

Научную работу вели и другие преподаватели института народного образования. Профессор К. А. Торопов издал в этот период учебное пособие «Тригонометрия», которым пользовались и преподаватели, и учащиеся. С предисловием В. Я. Струминского в Оренбурге вышла книга 3. И. Нединой «Хрестоматия по истории русской литературы».

Преподаватели института активно участвовали в работе различных учительских семинаров, курсов повышения квалификации, курсов подготовки и переподготовки учительских кадров. 20 февраля1921 г. в помещении института состоялось заседание школьной секции научно-педагогического общества, где был заслушан доклад Н. А. Лебедева «Новая социальная жизнь и единая трудовая школа». 4 апреля1921 г. Н. А. Лебедев сделал сообщение на тему «Как возникает семья» на секции психологии научно-педагогического общества, там же В. Я. Струминский рассказал об актуальных проблемах психологии. В июне 1921г. В. Я. Струминский выступил с докладом о моральном воспитании молодежи на съезде работников социального воспитания.

После Октябрьской революции в Оренбурге прекратилось издание всех педагогических журналов. Однако потребность в них постоянно ощущалась. В 1925г. губернский отдел народного образования принял решение издавать специальный ежемесячный педагогический журнал: «Вестник Просвещенца». В октябре 1925 года вышел в свет первый номер. Содержание журнала было разбито на рубрики:

1. Общие вопросы просвещения.

2. Методика и практика.

3. Вопросы краеведения.

4. Профессиональная жизнь.

5. Официальный отдел.

6. Среди книг и журналов.

Как следует из названия рубрик, в журнале публиковались статьи общеполитического, профессионально-педагогического, методического, культурно-просветительского и краеведческого характеров, обзоры и реклама издаваемой учебной, методической и научной литературы. Особое внимание в журнале уделялось начальной школе, как самой массовой школе на тот период. На страницах журнала постоянно обсуждались вопросы ликвидации неграмотности, проблемы повышения квалификации работников образования. Один раздел журнала был посвящен профсоюзной жизни школьных работников. Журнал был во многом политизирован, что соответствовало духу того времени. Но его прогрессивная роль несомненна. Руководители образования, рядовые педагоги получили возможность для информационного, профессионального общения.

Среди постоянных авторов журнала И. К. Весина — секретарь губернского методического бюро, Г. Г. Симберг — заведующий губоно с 1925 по 1928г., Кротов — член губоно, педагоги института народного образования, педагоги школ. Практически в каждом номере со статьями, посвященными различным аспектам состояния профсоюзной работы, выступал руководитель губернского отдела профсоюза работников просвещения И. Поддубный.

Регулярно до своего отъезда из Оренбурга по различным методическим и управленческим вопросам печатался В. Я. Струминский. Серию статей опубликовал в журнале известный оренбургский педагог, специалист в области управления педагогическими заведениями А. Бардин. Его работы были посвящены вопросам организации воспитательной работы в детских коллективах и обзорам итогов совещаний управленческих работников системы образования, проблемам преподавания литературы.

Проблемы преподавания математики, её использования в практике рассматривались в работах профессора К. А. Торопова. В работах Н. Кириллова поднимались вопросы введения всеобщего начального образования в Оренбургской губернии. 20-е годы характерны для работников образования увлечением комплексными методами преподавания, методом дальтон-плана. В журнале постоянно печатались программы Государственного ученого совета (ГУС), методические разработки комплексов для различных лет обучения в городских и сельских школах. Это помогало практическим работникам образования в их непосредственной работе.

В рубрике «Вопросы краеведения» были напечатаны интересные работы А. Рязанова, посвященные приезду А. С. Пушкина в Оренбург, истории города Оренбурга, истории отдельных зданий города Оренбурга, истории Оренбургского края. Здесь же печатался материал о климате, фауне, флоре, полезных ископаемых, экономике Оренбургской земли.

В 1928г. Оренбургская губерния в качестве округа была включена в состав Средне-Волжской области. Было принято решение об издании областного журнала по народному просвещению (в г. Самаре). В связи с этим решением было признано нецелесообразным издание аналогичного издания в Оренбурге. Изданием совмещенного номера № 7, 8 за 1928г. была завершена история оренбургского педагогического журнала «Вестник Просвещенца».

В 1929г. в Оренбурге вновь начинает издаваться педагогический журнал под названием «Бюллетень Оренбургского окружного отдела народного образования». Всего было издано 10 номеров журнала: 6 в первой половине 1929г. и 4 в течение 1929/30 учебного года. Журнал в основном содержал приказы окроно и рекомендации по ис пользованию школы, учителей и учеников для ликвидации неграмотности, улучшения агрономической культуры населения; участию в коллективизации на селе, использованию материалов первого пятилетнего плана в учебном процессе школы и т.д.

В 30-е годы в Оренбурге педагогических журналов не издавалось. В 1935г. была предпринята попытка вновь начать издавать «Бюллетень Оренбургского областного отдела народного образования». Был опубликован один номер, и на этом издание прекратилось.

Теоретические курсы педагогики, педологии, психологии читались и изучались в двадцатых, тридцатых годах во всех педагогических учебных заведениях Оренбургской области: педагогических техникумах, институте народного образования, в педагогических классах школ второй ступени. Первая самостоятельная кафедра педагогики и педологии в Оренбуржье была открыта в начале тридцатых годов при Оренбургском педагогическом институте. Её состав формировался как на основе местных кадров педагогов, так и лиц, направленных на работу в Оренбург добровольно или насильно.

В 1934г. кафедру педагогики и педологии возглавлял доцент Е. М, Мироненко, при кафедре был кабинет педагогики и педологии. В этот период на кафедре работал первый профессор-педагог В. Я. Добрынченко, сосланный в Оренбург на поселение из центра. Работа кафедры проходила в нелегких условиях. В школе в этот период происходили большие изменения в организации учебного процесса в соответствии с ежегодно принимаемыми постановлениями ЦК ВКП(б). Необходимо было постоянно перестраивать лекционные курсы. Многие изменения противоречили устоявшимся научно-методическим взглядам преподавателей кафедры. Часть из них высказывала протест в той или иной форме.

Особенно это касается постановления ЦК ВКП(б) от 4 июля 1936г. «О педологических извращениях в системе Нар-компросов», в котором педология была объявлена лженаукой. Во всех учебных учреждениях разделы педологии были немедленно изъяты из учебного курса педагогики. Кафедра педагогики и педологии в Оренбургском пединституте была переименована в кафедру педагогики.

8 мая 1937т. в Оренбургском государственном педагогическом институте был издан приказ № 234, в котором был резко осужден преподаватель психологии Ф, П. Петров, который «после постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» не только не критиковал свою педагогическую деятельность среди оренбургских учителей и не помогал кафедре педагогики в борьбе за восстановление педагогики, а наоборот, не разоружился и продолжал так или иначе проталкивать установки лженауки в план научно-исследовательской работы кафедры (упорная защита на кафедре давно сформулированной своей темы: «Причины орфографической безграмотности, зависящие от психического уклада ученика»). Вскоре он был уволен из института.

В основном в этот период оренбургские педагоги занимались учебной работой. Потребности школы в учителях резко увеличились. Облоно вынуждено было постоянно организовывать квалификационные курсы различной продолжительности. В программу всех этих курсов в обязательном порядке входила психолого-педагогическая подготовка.

В 1936—1940 гг. в педагогический институт пришли новые яркие психологи, педагоги, методисты: А. И. Шульчев, Э. Л. Беркович, Ф. К. Алимов, А. Д. Родионов, П. А. Бу-данцев, надолго оставшиеся в памяти выпускников вуза этого и последующих десятилетий, учителей области, педагогической общественности.

Как уже отмечалось, во второй половине 30-х годов произошло формальное усиление внимания руководителей страны, области к работе учительства. Организовывались съезды учителей, появились первые учителя, награжденные государственными наградами. Встала задача изучения и обобщения опыта лучших учителей. Вновь начало возрождаться Педагогическое общество. Его отделение появилось в Оренбургской области.

В 1935г. в работу по обобщению передового опыта оренбургских учителей включился недавно созданный Оренбургский институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО), преобразованный в 1938г. в институт усовершенствования учителей. В 1939г. в институте усовершенствования учителей было выпущено два печатных методических сборника, где был освещен опыт 35 учителей-отличников, в 1940г. эта работа была продолжена. Подготовка материалов осуществлялась силами работников ИИУ с участием сотрудников облоно и педагогического института.

Болодурин B.C. История образования в Оренбуржье