Распад СССР и его геополитические последствия

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Содержание материала

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность.

Распад Советского Союза и РСФСР

12 июня 1990 г. 1-м Съездом народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете России. В этот же день Совет Федерации решил создать рабочую группу по подготовке Союзного договора из представителей всех республик. Совет предложил создать Союз суверенных государств, сочетающий элементы федерации, конфедерации и сообщества. Вслед за Россией в течение нескольких месяцев декларации о суверенитете приняли Узбекистан, Молдавия, Украина, Белоруссия, Туркмения, Армения, Таджикистан и Казахстан.

Пока речь шла о суверенитете в составе СССР. Но логика развития национального движения подталкивала к радикальному решению - полной независимости. Национальные движения на своих съездах принимали решения о курсе на независимость. Так, проходивший 27-28 октября второй конгресс «Руха» на Украине заявил об отказе от поддержки перестройки и взял курс на достижение государственной независимости Украины.

Суверенизация России положила начало двусторонним связям республик в обход союзного центра. 28 июля на встрече в Юрмале с российской делегацией лидеры Прибалтийских государств заявили об отказе участвовать в переговорах о заключении Союзного договора, но готовы вести переговоры о двустороннем договоре с Россией. Свою позицию они подтвердили 1 августа, приняв заявление Совета Балтийских государств о том, что не считают возможным участвовать в разработке нового Союзного договора. Б. Ельцин говорил даже о едином фронте Прибалтийских государств и России против Центра.

1 сентября было заключено соглашение о всестороннем сотрудничестве между РСФСР и Грузией. 22 сентября подписан Договор о принципах межгосударственных отношений РСФСР и ССР Молдова.

Ельцин в августе совершил поездку по России, побывав в Татарии, Башкирии и ряде российских городов. Ему важно было заручиться поддержкой автономий, стремившихся добиться для себя повышения статуса. В это время уже обозначились контуры роста национал-сепаратизма в российских автономиях. Провозглашение независимости республик в составе СССР подталкивало автономии к одностороннему решению о повышении своего статуса.

В декабре 1990 г. 4-й Съезд народных депутатов СССР обсудил проект Союзного договора и принял постановление, в котором назвал Союзный договор важнейшим фактором стабилизации обстановки в стране, признал целесообразным, чтобы дальнейшую работу по подготовке и заключению договора проводил Подготовительный комитет из числа высших должностных лиц республик. Верховному Совету СССР и Президенту СССР было поручено определить меры по обеспечению нормального функционирования всех органов власти в Союзе до заключения нового Союзного договора. 24 декабря Съезд принял решение провести референдум по вопросу о сохранении Союза ССР. Фактически населению предлагалось обсудить целесообразность сохранения целостности своего государства!

16 января 1991 г. Верховный Совет СССР принял постановление об организации референдума по вопросу о сохранении СССР. 17 марта вопрос, вынесенный на референдум, был сформулирован следующим образом: Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновленной федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свобода человека любой национальности».

Из принявших участие в голосовании 148,6 млн. чел. (80 % имевших право голоса) 113,5 млн. высказались за сохранение Союза (76,4 %). Вывод, который был сделан руководством страны из итогов референдума, не предполагал прямого обращения за поддержкой к народу в отстаивании территориальной целостности. Напротив, с еще большей силой стали говорить о необходимости скорейшего подписания Союзного договора.

22 мая, усмотрев противоречия в проекте Союзного договора, Верховный Совет СССР потребовал привести текст договора в соответствие с итогами референдума 17 марта 1991 г.

24 мая в Ново-Огареве состоялось первое заседание Подготовительного комитета, созванного в соответствии с решением 4-го Съезда народных депутатов СССР для работы над проектом нового Союзного договора. В заседании приняли участие руководители всех союзных и автономных республик. 17 июня Подготовительный комитет закончил подготовку текста Союзного договора и направил его Верховным Советам республик и парламенту Союза. Проект был опубликован в печати. Вокруг проекта разгорелись споры. Одни связывали с его подписанием разрешение кризиса в стране, другие видели в нем еще один шаг на пути к полной дезинтеграции Союза.

Согласованный в конечном итоге проект предусматривал, что государства, образующие Союз, являются полноправными членами международного сообщества, равно как и Союз является субъектом международного права. Государства могут входить в состав Союза непосредственно, или в составе другого государства. В последнем случае отношения между ними регулируются договорами. Конституцией государства, в состав которого они входят, и Конституцией Союза. Для РСФСР была применена особая формула: отношения между Россией и республиками регулируются федеративным договором и Конституцией СССР. Конституция России не упоминалась. Это было достижением автономий. Участники договора признавали границы друг друга, что в условиях, когда республики становились субъектами международного права, вело к международно-правовому закреплению их как межгосударственных. С учетом свободы выхода из состава Союза это означало, что Союзный договор обеспечивал благоприятные условия становления национальной государственности республик. Договор закреплял собственность республик на землю, недра, воды. В пределах своих полномочий республики могли приостанавливать действия союзных законов, самостоятельно определять государственные языки. Языком межнационального общения объявлялся русский.

Таким образом. Советский Союз как единое государство фактически переставал существовать. Но вместе с ним распадалась и Российская Федерация.


ГКЧП

Этот проект было решено опубликовать. На 20 августа было назначено его подписание. Но утром 19 августа, за день до подписания нового Союзного договора, по каналам ТАСС было передано заявление высшего руководства страны, в котором говорилось о том, что в связи с «невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым Михаилом Сергеевичем обязанностей Президента СССР», его полномочия переходят к вице-президенту Г. Янаеву. В целях преодоления угрожавших суверенитету страны политической, межнациональной и гражданской конфронтации, хаоса и анархии, исходя из результатов всенародного референдума о сохранении Советского Союза, «идя навстречу требованиям широких слоев населения» о необходимости принятия решительных мер по предотвращению сползания общества к общенациональной катастрофе» в отдельных местностях страны вводилось чрезвычайное положение. Для управления страной в условиях режима ЧП образовывался государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП СССР) в составе: О. Бакланов - первый заместитель председателя Совета обороны СССР, В. Крючков - председатель КГБ СССР, В. Павлов - премьер-министр СССР, Б. Пуго - министр внутренних дел СССР, В. Стародубцев - председатель Крестьянского союза СССР, А. Тизяков - президент Ассоциации государственных предприятий и объектов промышленности, строительства, транспорта и связи СССР, Д. Язов - министр обороны СССР, Г. Янаев - и.о. Президента СССР.

Своими постановлениями ГКЧП объявил о приостановлении деятельности политических партий и общественных организаций, препятствующих нормализации обстановки, о расформировании действовавших вопреки Конституции СССР структур власти, запрете митингов и демонстраций, установлении контроля над средствами массовой информации.

Для того, чтобы успокоить население, предполагалось осуществить целый ряд экономических и социальных мер: снизить цены на отдельные товары, оказать помощь селу и др.

В ответ на заявление ГКЧП в своем обращении «К гражданам России» Президент РСФСР Б. Ельцин, исполнявший обязанности Председателя Верховного Совета РСФСР Р. Хасбулатов и Председатель Правительства РСФСР И. Силаев назвали действия ГКЧП «реакционным, антиконституционным переворотом», объявив все его действия незаконными и не подлежащими исполнению. Призвав граждан России к всеобщей бессрочной забастовке, а военнослужащих не участвовать в перевороте, они потребовали немедленного созыва Чрезвычайного съезда народных депутатов СССР.

Началось открытое противостояние ГКЧП и российского руководства.

Б. Ельцин издал указ, в котором квалифицировал действия Комитета как государственный переворот, а все его решения незаконными на территории Российской Федерации; должностные лица, исполняющие решения ГКЧП предупреждались об уголовной ответственности. Другим указом Б. Ельцин переподчинил себе все органы исполнительной власти Союза ССР, находящиеся на территории России, в том числе КГБ СССР, МВД СССР, Министерство обороны СССР. В обращении к солдатам и офицерам он выразил уверенность, что они не пойдут против своего народа.

21 августа в Форос вылетели Д. Язов, В. Крючков, О. Бакланов, А. Лукьянов и др. М. Горбачев отказался встретиться с ними. Спустя несколько часов в Форос прибыла уполномоченная Верховным Советом РСФСР делегация во главе с вице-президентом А. Руцким и премьером И. Силаевым.

Лидеры ГКЧП были арестованы. Горбачев вернулся в Москву, полностью отмежевавшись от своих соратников.

23 августа на встрече с депутатами Верховного Совета РСФСР Горбачеву фактически было предъявлено ультимативное требование о роспуске КПСС, которое он принял.

Ельцин подписал Указ о приостановлении деятельности Компартии РСФСР. Бывшая партийная собственность была конфискована. Были закрыты коммунистические газеты «Правда», «Советская Россия», «Гласность», «Московская правда», а также газета «День».

Августовские события привели к усилению дезинтеграции страны.


Усиление дезинтеграции страны

Уже 20 августа парламент Эстонии принял постановление о государственной независимости республики, а днем позже Конституционный закон о государственном статусе республики принял парламент Латвии.

24 августа Верховный Совет Украины провозгласил республику независимым государством. В постановлении говорилось, что этот шаг предпринят «исходя из смертельной опасности, нависшей над Украиной в связи с государственным переворотом в СССР 19 августа 1991 года».

25 августа о своей независимости объявила Белоруссия. До конца месяца ее примеру последовали Молдова, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан.

Руководство России в полной мере воспользовалось благоприятной ситуацией, возникшей в результате провалившегося путча для укрепления российской государственности.

22 августа Б. Ельцин издал указ «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР», которым предусматривалась передача всех предприятий и организаций союзного значения, находящихся на территории республики, в собственность России. Под юрисдикцию России переводились целые отрасли хозяйства. Было прекращено финансирование союзных министерств, за исключением Министерства обороны, МПС и Минатома. 28 августа 1991 г. Россия установила контроль над Государственным банком СССР и Внешэкономбанком СССР.

Союз распадался на глазах. М. Горбачев, видя как власть ускользает из рук, предпринимал лихорадочные усилия для возобновления процесса подписания Союзного договора. На проводимых им совещаниях руководителей республик формально подтверждалась необходимость подписания договора. Однако реальные действия политических элит союзных республик шли в направлении их дальнейшей суверенизации. Для закрепления успеха им было необходимо устранить препятствие в лице Съезда народных депутатов СССР, сохранявшего свою конституционную легитимность.

1 сентября М. Горбачев провел совещание с руководителями республик. 2 сентября на открывшемся внеочередном 5-м Съезде народных депутатов СССР с заявлением от имени Президента СССР и высших руководителей союзных республик выступил Н. Назарбаев. В заявлении предлагалось, в целях недопущения дальнейшего распада структур власти и до создания новой государственной системы, образовать Совет представителей народных депутатов от союзных республик, Государственный Совет в составе Президента СССР и высших должностных лиц союзных республик, а для координации управления народным хозяйством - Межгосударственный экономический комитет. Предполагалось подписать Союзный договор, заключить экономический союз. В заявлении говорилось о подготовке Конституции, проект которой должен быть рассмотрен и утвержден парламентами союзных республик, а окончательное принятие осуществлено на съезде уполномоченных представителей союзных республик.

Руководители республик просили Съезд народных депутатов о поддержке обращения союзных республик в ООН с просьбой о признании их субъектами международного права.

Съезд одобрил предлагаемые меры, приняв постановление «О мерах, вытекающих из совместного заявления Президента СССР и высших руководителей союзных республик и решений внеочередной сессии Верховного Совета СССР». А также принял Закон СССР «Об органах государственной власти и управления Союза ССР в переходный период».

5 сентября Съезд завершил работу. Фактически произошел его самороспуск.

Одним из первых шагов Госсовета СССР стало признание независимости Латвии, Литвы и Эстонии вопреки недавно принятому закону о порядке выхода из СССР.

1 октября в Алма-Ате состоялась встреча руководителей 13 республик, на которой обсуждался проект Договора об экономическом сообществе в рамках СССР. 4 октября парафированный текст Договора был опубликован. 11 октября на заседании Госсовета обсуждались проблемы Союзного договора и Договора об экономическом сообществе.

18 октября Договор об экономическом сообществе был подписан Президентом СССР и руководителями 8 республик (кроме Украины, Молдавии, Грузии и Азербайджана).

В то же время процесс суверенизации продолжился. 27 октября была провозглашена независимость Туркмении.

4 ноября 1991 г. состоялось заседание Государственного Совета, на котором обсуждались вопросы ускорения экономической реформы, а также сохранения Союза. Более конкретно обсуждались судьбы армии, МИДа, КГБ и других структур Союза государств. На заседании Б. Ельцин поддержал маршала Е. Шапошникова, высказавшись за единые вооруженные силы. С резкой критикой он выступил против МИДа за поддержку путчистов. Через день М. Горбачев направил членам Госсовета проект Договора о Союзе Суверенных Государств с учетом поступивших замечаний.

Союз в документе определялся как «Союз Суверенных Государств (ССГ) - союзное демократическое государство, осуществляющее государственную власть в пределах полномочий, которыми его добровольно наделяют участники Договора».

Однако Украина, парафировавшая Договор об экономическом сообществе, не намерена была создавать союзное государство. Л. Кравчук, на пресс-конференции 8 ноября, после возвращения из Москвы заявил, что самое главное - провести референдум о независимости Украины, создать национальную армию, ввести собственную валюту. Что же касается Союза, то Украина, по его словам, не ратифицирует Договор, если за ним будут стоять какие-либо центральные органы власти. По его словам, «никакого центра вообще быть не должно, кроме координационных органов».

25 ноября главы государств собрались в Ново-Огареве для парафирования текста Договора. Однако под предлогом того, что на Украине 1 декабря проводился референдум, а без Украины ни о каком государстве не может быть и речи, парафирование не состоялось. Решили направить текст Договора Верховным Советам государств и Верховному Совету СССР для рассмотрения и подготовки окончательного текста.

27 ноября был опубликован пятый и последний проект Договора о Союзе Суверенных Государств. В этот же день состоялось последнее заседание Госсовета СССР, на котором обсуждалась ситуация в Нагорном Карабахе.

1 декабря на Украине состоялся референдум. 90,3 % голосовавших высказались за независимость Украины. Л. Кравчук был избран президентом Украины.

2 декабря Б. Ельцин заявил о признании независимости Украины. Одновременно в Казахстане президентом был избран Н. Назарбаев (98,8 % голосов).

3 декабря Верховный Совет СССР одобрил проект Договора. На следующий день Горбачев обратился к Верховным Советам республик с призывом поддержать проект.

8 декабря 1991 г. в Беловежской Пуще Б. Ельцин, Л. Кравчук и С. Шушкевич объявили: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Соглашение об образовании СНГ было ратифицировано 10 декабря Верховными Советами Украины и Белоруссии.

11 декабря о своем присоединении к СНГ заявили Армения и Киргизия. 12 декабря Соглашение о создании Содружества Независимых Государств ратифицировал Верховный Совет РСФСР.

Выступая на четвертой сессии Верховного Совета РСФСР, Б. Ельцин заявил: «Главный итог состоит в следующем. Три республики, которые выступали учредителями СССР, приостановили процесс стихийного, анархичного распада того общего пространства, в котором живут наши народы. Была найдена единственно возможная формула совместной жизни в новых условиях - Содружество Независимых Государств, а не государство, где никто не имеет независимости». «Соглашение, - продолжал он, - является базой для динамичного развития нового типа связей между суверенными государствами. Положен конец самому главному препятствию к этому - союзному центру».

На следующий день в Ашхабаде состоялась встреча глав государств Средней Азии и Казахстана, на которой идея СНГ была в основном одобрена. 16 декабря Верховный Совет Казахстана принял закон о государственной независимости республики.

18 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР принял заявление, в котором выразил понимание соглашения России, Белоруссии и Украины о создании СНГ.

В течение последующих двух дней были упразднены МИД СССР и Госбанк СССР.

21 декабря в Алма-Ате состоялось подписание Декларации глав одиннадцати государств в поддержку беловежского соглашения, в которой говорилось, что с образованием СНГ Союз Советских Социалистических республик прекращает свое существование.

25 декабря в 19 час. М. Горбачев выступил по телевидению с заявлением: «В силу сложившейся ситуации с образованием Содружества Независимых Государств я прекращаю свою деятельность на посту Президента СССР». В 19 час. 38 мин над Кремлем красный флаг СССР был заменен трехцветным российским.


Внешняя политика

Распад СССР изменил положение России на международной арене, ее политические и экономические связи с внешним миром. Внешнеполитическая концепция Российской Федерации выдвигала приоритетными задачами сохранение территориальной целостности и независимости, обеспечение благоприятных условий дня развития рыночной экономики и включения в мировое сообщество. Предстояло добиться признания России в качестве правопреемницы бывшего Советского Союза в ООН, а также помощи западных стран в проведении курса реформ. Важная роль отводилась внешней торговле России с зарубежными странами. Внешнеэкономические связи рассматривались как одно из средств преодоления хозяйственного кризиса в стране.

Россия и страны дальнего зарубежья. После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва россии был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Отношения с государствами СНГ. Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж.

Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 90-х годов ее размер превышал б млрд. долл.

Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской Федерацией н Белоруссией.

Деятельность российского правительства внутри страны и на международной арене свидетельствовала о его желании преодолеть конфликты в отношениях с государствами как дальнего, так и ближнего зарубежья. Его усилия были направлены на достижение стабильности в обществе, на завершение перехода от прежней, советской, модели развития к новой общественно-политической системе, к демократическому правовому государству.

Литература

  1. История России в новейшее время (1945–1999): Учебник для вузов / Под ред. А. Б. Безбородова. – М.: "Олимп", "Издательство АСТ", 2000. – 464 с. – С. 324–422.
  2. Новейшая история Отечества. XX век: Учеб. для студентов вузов: В 2 т. – Т. 2 / Под ред. А. Ф. Киселева, Э. М. Щагина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1988. – 448 с. – С. 390–423.
  3. Орлов А. С., Георгиев В. А., Георгиева Н. Г., Сивохина Т. А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник. – М.: "ПРОСПЕКТ", 1999. – 544 с. – С. 496–503.

istoriirossii.ru