Экономическое и политическое развитие России в 1991–1999 гг. - Второй этап приватизации

Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии").

Содержание материала

Второй этап приватизации

Начался второй этап приватизации (с осени 1994 г.), в основе которого было акционирование предприятий, свободная купля-продажа акций. Указ Президента РФ «Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества» предусматривал несколько вариантов этой процедуры. Первый вариант предполагал, в частности, льготное приобретение акций своего предприятия рабочими и служащими. В условиях спада экономики особой выгоды в приобретении акций они не получали, так как дивиденды по ним были слишком малы или отсутствовали вовсе. По второму, рыночному варианту все акции могли свободно продаваться по биржевому курсу, что не получило распространения и затронуло лишь 2% предприятий.

В целом же акционирование предприятий происходило вяло и в основном по первому, консервативному варианту: по льготным ценам акции приобретались работниками данного предприятия, причем контрольный пакет находился в руках администрации. При таком типе акционирования большинство предприятий не получало экономических стимулов для развития производства и, сохраняя прежнюю структуру, пыталось выжить в условиях кризисной обстановки. К 1995 г., когда внутренние источники акционирования были исчерпаны, правительство приняло ряд мер для привлечения иностранных инвесторов.

В конце 1996 г. завершилась «первая пятилетка» реформирования экономики России. Ее итоги никто из современных экономистов и политологов не оценивал высоко, не говоря уже о населении. Налицо падение производства, которое наиболее емко отражал такой показатель эффективности действующей экономической модели, как валовый внутренний продукт (ВВП). По данным Госкомстата РФ, падение ВВП с 1990 по 1997 г. составило 40,6% , а по данным независимых экспертов — 56,0% за тот же период. По сравнению с США в расчете на душу населения ВВП снизился с 1992 по 1998 г. в 2,5 раза.

Избранная экономическая модель развития продемонстрировала несостоятельность, хозяйственный механизм постоянно давал сбой, но, несмотря на очевидность этого, конкретные действия правительства продолжали оставаться малоэффективными. Крылатой стала фраза премьер-министра В. С. Черномырдина «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Социальные программы правительства действовали весьма ограниченно (например, страховую медицину и работу негосударственных пенсионных фондов население не ощущало вовсе). Чертами экономики стали хронические задержки выплаты зарплаты, рост социальной напряженности, особенно в горнодобывающей и горноперерабатывающей промышленности Воркуты и Кузбасса.

Однако Госкомстат РФ констатировал в 1997г. рост объема промышленной продукции на 1,9% и ВВП на 0,4%. Оппозиция продолжала доказывать обратное: рост объема производства отмечался лишь в узком спектре предприятий антисоциальной и экологически вредной направленности (производство спирта, ликероводочных изделий, губчатого титана), а также производящих продукцию в интересах иностранных государств (добыча нефти). Сырьевая ориентация предприятия или отрасли становилась единственным залогом более низких темпов падения и свертывания производства.

Не подтверждался на практике и рост реальных денежных доходов населения якобы на 2,5%. В действительности денежные доходы по стране в целом снизились на 3,9%. В 1997—1998 гг. продолжалось падение жизненного уровня населения.

В феврале 1998г. состоялся отчет правительства В. С. Черномырдина перед Федеральным собранием. Премьер заявил об успехах в экономике, искоренении недостатков, грядущих победах. На деле продолжала расти задолженность по зарплате, росла угроза невыплаты пенсий, не собирались налоги.

В апреле 1998 г. Президент снял В. С. Черномырдина с поста премьер-министра. Все крупные аналитики следующим образом подводят итог работы его правительства: почти семь лет реформ не вывели Россию в число процветающих держав.