Экономическое и политическое развитие России в 1991–1999 гг. - Основные причины неудач структурных экономических реформ

Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс социальной экономической реформы. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры "шоковой терапии").

Содержание материала

Основные причины неудач структурных экономических реформ

Основные причины неудач структурных экономических реформ состояли в следующем:

1. Системная трансформация экономики осуществлялась в условиях сложившейся производственно-экономической базы бывшего СССР. Централизация и командно-административные принципы продолжали сохраняться после официального начала курса реформ.

2. «Шоковая терапия» по отношению к такой сложной модели, какой была социалистическая экономика, с ее сверхцентрализацией и плановым хозяйством, оказалась несостоятельной, привела к полному развалу всего хозяйственного механизма.

3. В системе реформирования страны гражданской промышленности отводилась ключевая роль, однако существенной помощи и кредитования здесь не было, и она не справилась с возложенной на нее задачей. Сказалась и многолетняя ориентация хозяйства страны на военно-промышленный комплекс, продукция которого, по разным оценкам, составляла около 70% национального продукта.

4. Резкое сокращение государственного заказа правительством Е. Т. Гайдара — В. С. Черномырдина нанесло тяжелый удар не только по предприятиям ВПК, но и по гражданским отраслям, так как они оказались лишены перспектив модернизации, возможной именно за счет ресурсов и кадров военно-промышленного сектора.

5. Структурная перестройка экономики игнорировала и «географический фактор»: в силу рискованных природно-климатических условий, больших расстояний сельское хозяйство и транспорт нуждались в серьезных государственных дотациях.

6. Реформы, схематично переносившие на российскую почву макроэкономические и монетаристские модели, не учитывали и специфики менталитета россиян. Ментальный фактор проявился в отторжении предпринимательской этики, свойственной протестантскому населению Западной Европы и США; основная масса населения страны сопротивлялась рыночной идеологии правительства конца 90-х гг.

7. Внутренних ресурсов к началу реформирования экономики не было, поэтому основные ожидания были связаны с западными инвестициями: надеялись получить от западных финансовых кругов от 20 до 40 млрд. долларов. Но Запад не спешил помочь России и даже не снял жесткие торговые ограничения конца 70-х гг.

8. Структура российского экспорта продолжала оставаться неизменной — сырьевой, что позволяет сделать вывод об аграрно-сырьевом характере развития страны. Активно шел процесс деиндустриализации хозяйства.

9. В 90-е гг. только начала развиваться кредитно-банковская система. К 1995 г. в России функционировало 2,4 тыс. коммерческих банков. Однако их деятельность по предоставлению кредитов частному бизнесу была очень ограничена из-за политической нестабильности, неразвитости правового пространства.

Итак, к концу 1997— началу 1998 г. Россия по-прежнему находилась перед выбором собственного пути экономического развития.

В мае 1998 г. под давлением Президента РФ Государственная дума утвердила на пост Председателя Правительства Российской Федерации 35-летнего С. В. Кириенко, лишь три месяца работавшего до этого в составе Кабинета министров. Была разработана новая антикризисная программа, которая включала в себя систему таких мер, как расширение прав налоговых органов, ужесточение контроля над проведением экспортно-импортных операций, снижение тарифов на транспортные перевозки. Важной составляющей пакета антикризисных мер стал очередной заем в Международном валютном фонде. К лету 1998 г. в Белом доме сложилась единая команда из тех же монетаристов (в правительство и его ближайшее окружение вошли Б. Г. Федоров и А. Б. Чубайс), ориентированных на продолжение прежнего курса.

Действовать новому правительству пришлось в очень сложных условиях. Весной 1998 г. из-за продолжавшегося падения мировых цен на нефть доходы бюджета от экспорта энергоносителей сократились вдвое. В мае 1998 г. разразился очередной экономический кризис. Его причинами были: финансовый кризис, вызванный нестабильностью на азиатских рынках, значительное сокращение золотовалютных резервов Центробанка, массовые акции шахтеров, слухи о девальвации рубля.

Кризис усугубился задержкой очередного транша кредита МВФ, предоставленного на покрытие дефицита бюджета. Ситуация сопровождалась падением цен на акции, паникой и обвалом рубля.

Таким образом, и к осени 1998 г. обещанного подъема экономики и долгожданного улучшения жизни людей не наступило. Россия в рамках мирового сообщества заняла место страны с нестабильной экономикой. Характерной особенностью ее финансовой системы стала «долларизация»: население России предпочитало держать сбережения и накопления в иностранной валюте (по различным оценкам, «на руках» у населения находится от 20 до 30 млрд. долларов). Ситуация в обществе достигла крайнего напряжения. Необходима была корректировка курса.

В начале 1992 г. в стране еще отсутствовали оформленные партии и фракции, хотя право их создавать было провозглашено еще в Конституции РСФСР 1978г. и Декларации прав и свобод человека и гражданина РФ, принятой 22 ноября 1991 г.

Двухзвенная структура законодательной власти (съезд и Верховный Совет), ее недемократический состав (большинство депутатов представляло партийную номенклатуру и. высший государственный аппарат) стали главными препятствиями на пути тех политических сил, которые стремились осуществить быстрые экономические и социальные реформы. Эти силы сконцентрировались вокруг Президента и правительства.

Президент, хотя и был по Конституции наделен довольно широкими правами, в решающих вопросах оказался под контролем Верховного Совета. Он должен был ежегодно отчитываться по социально-политическим программам, согласовывать кандидатуру главы правительства и ряда ключевых министров и т. п.

Сложившаяся ситуация в отношениях исполнительной и законодательной ветвей власти объективно вела к конфликту в условиях неудач первого года радикальных экономических реформ. Усиливалась поляризация политических сил внутри Верховного Совета, развернулась борьба двух тенденций— реформаторской и консервативной. Такое положение продолжалось на протяжении 1992—1993 гг. Период с 1992 по 1999г.— время формирования основы российской многопартийности, которую можно рассматривать как комплекс политических и общественных партий и движений, имеющих фиксированные идеологические установки, а также четко определенную сферу политической деятельности. К этой сфере можно отнести избирательную систему и так называемые политические технологии (политическую рекламу и маркетинг, деятельность служб по связям с общественностью, телевидение, прессу, радио, наружную рекламу, полиграфическую и сувенирную продукцию, (direct mail — прямую почтовую рассылку и др.).