- подписание между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня и явно выраженное согласие сторон урегулировать конфликт политическими средствами;
- согласие конфликтующих сторон на проведение ОПМ с использованием Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ), поставленными перед ними задачами, а также установление сотрудничества сторон с руководсгвом этими силами для осуществления такой операции;
- принятие сторонами в конфликте обязательства уважать международный статус, нейтральность, привилегии и иммунитеты персонала КСПМ в соответствии с международным правом;
КСПМ формируются на коалиционной основе с участием государств, давших согласие на участие в ОПМ. При этом каждое государство СНГ самостоятельно определяет формы своего участия в ОПМ. Решение о выделении воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала для участия в ОПМ принимается в соответствии с национальным за ко но дател ьство м.
В начале 1996 г. Совет глав государств СНГ утвердил Положение о КСПМ в СНГ, согласно которому эти силы представляют собой коалиционное формирование ad hoc, создаваемое на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства СНГ (61).
Международно-правовую основу создания и применения КСПМ составляют: Устав ООН, Устав СНГ, Соглашение о группах военных наблюдателей и КСПМ от 20 марта 1992 г., Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и КСПМ от 15 мая 1992 г., Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и КСПМ от 15 мая 1992 г.. Протокол о комплектовании» структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и КСПМ от 15 мая 1992г., другие двусторонние и многосторонние международные соглашения в области миротворческой деятельности.
Принципиальное политическое решение о проведении операции с использованием КСПМ принимается Советом глав государств СНГ (СГГ) консенсусом на основе обращения одного или нескольких государств СНГ, по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления в зону конфликта КСПМ.
Мандат на каждую ОПМ утверждается СГГ по представлению Совета министров иностранных дел стран СНГ и Совета министровобороны СНГ. О принятом решении о проведении ОПМ СГГ информирует СБ ООН и Председателя ОБСЕ. Исходя из обстановки, масштабов конфликта и в соответствии с Уставом ООН, СГГ может запрашивать полномочия (мандат) и финансовые средства у СБ ООН на проведение ОПМ.
Состав КСПМ определяется решением СГГ и Мандатом на проведение ОПМ. Исходя из объема решаемых задач и конкретной обстановки в зоне конфликта в состав КСПМ может быть включен военный, полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из которого формируются: Объединенное командование, боевые части (подразделения), группа военных наблюдателей; группа экспертов; подразделения полиции (милиции), части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения, другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.
При проведении ОПМ на КСПМ могут возлагаться, в частности, следующие задачи:
- наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня;
- обозначение зон ответственности, разъединение
- противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров;
- создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта;
- установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии и проведение по ним расследования;
- контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие по обеспечению прав человека;
- охрана жизненно важных объектов,
- контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и др.