Особенности миротворческих операций СНГ и России

В связи с рассматриваемым вопросом о вооруженных конфликтах уместно обратиться к результатам состоявшейся в марте 1998 г. конференции "Проблемы миротворчества на рубеже XXI века", организованной "Российским общестивенно-политическим центром" совместно с Национальным оборонным колледжем Швеции, Канадским международным миротворческим центром и отделом прессы НАТО. В конференции приняли участие представители государственных органов (военные, дипломаты) и независимые специалисты из исследовательских центров России, США, Швеции, Дании, и ряда других стран.

Содержание материала

Необходимыми условиями проведения ОПМ, в частности, являются:

  • подписание между конфликтующими сторонами соглашения о прекращении огня и явно выраженное согласие сторон урегулировать конфликт политическими средствами;
  • согласие конфликтующих сторон на проведение ОПМ с использованием Коллективных сил по поддержанию мира (КСПМ), поставленными перед ними задачами, а также установление сотрудничества сторон с руководсгвом этими силами для осуществления такой операции;
  • принятие сторонами в конфликте обязательства уважать международный статус, нейтральность, привилегии и иммунитеты персонала КСПМ в соответствии с международным правом;

КСПМ формируются на коалиционной основе с участием государств, давших согласие на участие в ОПМ. При этом каждое государство СНГ самостоятельно определяет формы своего участия в ОПМ. Решение о выделении воинских контингентов, военных наблюдателей, полицейского (милицейского) и гражданского персонала для участия в ОПМ принимается в соответствии с национальным за ко но дател ьство м.

В начале 1996 г. Совет глав государств СНГ утвердил Положение о КСПМ в СНГ, согласно которому эти силы представляют собой коалиционное формирование ad hoc, создаваемое на период проведения операции по поддержанию мира в целях содействия урегулированию конфликтов на территории любого государства СНГ (61).

Международно-правовую основу создания и применения КСПМ составляют: Устав ООН, Устав СНГ, Соглашение о группах военных наблюдателей и КСПМ от 20 марта 1992 г., Протокол о статусе Групп военных наблюдателей и КСПМ от 15 мая 1992 г., Протокол о временном порядке формирования и задействования Групп военных наблюдателей и КСПМ от 15 мая 1992 г.. Протокол о комплектовании» структуре, материально-техническом и финансовом обеспечении Групп военных наблюдателей и КСПМ от 15 мая 1992г., другие двусторонние и многосторонние международные соглашения в области миротворческой деятельности.

Принципиальное политическое решение о проведении операции с использованием КСПМ принимается Советом глав государств СНГ (СГГ) консенсусом на основе обращения одного или нескольких государств СНГ, по просьбе или с согласия всех конфликтующих сторон, а также при условии достижения между ними соглашения о прекращении огня и других враждебных действий до направления в зону конфликта КСПМ.

Мандат на каждую ОПМ утверждается СГГ по представлению Совета министров иностранных дел стран СНГ и Совета министровобороны СНГ. О принятом решении о проведении ОПМ СГГ информирует СБ ООН и Председателя ОБСЕ. Исходя из обстановки, масштабов конфликта и в соответствии с Уставом ООН, СГГ может запрашивать полномочия (мандат) и финансовые средства у СБ ООН на проведение ОПМ.

Состав КСПМ определяется решением СГГ и Мандатом на проведение ОПМ. Исходя из объема решаемых задач и конкретной обстановки в зоне конфликта в состав КСПМ может быть включен военный, полицейский (милицейский) и гражданский персонал, из которого формируются: Объединенное командование, боевые части (подразделения), группа военных наблюдателей; группа экспертов; подразделения полиции (милиции), части (подразделения) боевого и материально-технического обеспечения, другие органы и подразделения, обеспечивающие выполнение поставленных задач.

При проведении ОПМ на КСПМ могут возлагаться, в частности, следующие задачи:

  • наблюдение за выполнением условий перемирия и соглашения о прекращении огня;
  • обозначение зон ответственности, разъединение
  • противоборствующих сторон, создание демилитаризованных зон, зон разъединения, гуманитарных коридоров;
  • создание условий для переговоров и других мероприятий по мирному урегулированию конфликта;
  • установление фактов нарушения соглашений о прекращении огня и перемирии и проведение по ним расследования;
  • контроль местности и действий населения в зоне ответственности, противодействие массовым беспорядкам, содействие по обеспечению прав человека;
  • охрана жизненно важных объектов,
  • контроль перевозок, пресечение противоправного ввоза и вывоза боевой техники, оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ и др.