ВВС СССР в предвоенные годы

Пикирующий фронтовой бомбардировщик Пе-2Тридцатые годы XX столетия ознаменовались крупнейшей научно-технической революцией в области авиационной техники. Авиация почти полностью перешла на самолеты, сконструированные по монопланной схеме, с убирающимся шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытыми кабинами и т.д. Вместо полотна для обшивки стали использовать новый материал - дюралюминий. Были разработаны теоретические и конструктивные принципы создания многомоторных самолетов.

Пикирующий фронтовой бомбардировщик Пе-2Тридцатые годы XX столетия ознаменовались крупнейшей научно-технической революцией в области авиационной техники. Авиация почти полностью перешла на самолеты, сконструированные по монопланной схеме, с убирающимся шасси, обтекаемым фюзеляжем, закрытыми кабинами и т.д. Вместо полотна для обшивки стали использовать новый материал - дюралюминий. Были разработаны теоретические и конструктивные принципы создания многомоторных самолетов.

В Англии, Франции, США, Германии было создано множество типов военных и гражданских самолетов, некоторые из них выпускались большими сериями. В отечественном авиастроении наметилось определенное отставание. Одной из основных причин было низкое качество авиамоторов. Для моторостроения требовались специальные стали и сплавы, а также высокоточные металлообрабатывающие станки и культура производства, которыми в полной мере Советский Союз тогда еще не располагал.

С целью ускорения выхода из создавшегося положения началось строительство новых авиамоторостроительных заводов, были закуплены лицензии на производство иностранных двигателей. Был налажен выпуск мотора жидкостного охлаждения французской фирмы «Испано-Сюиза» под обозначением - М-100 (модификации М-103, М-104, М-105); мотора воздушного охлаждения французской фирмы «Гномрон» - М-85 (М-86, М-87, М-88); мотора воздушного охлаждения американской фирмы «Райт» - М-25 (М-62, М-63, М-82); мотора жидкостного охлаждения немецкой фирмы БМВ - М-17, а также отечественного мотора - М-34, (М-34Р/РН/ФРН, М-35, АМ-39).

На вооружение советских ВВС были приняты истребители И-15бис, И-16, И-153 и бомбардировщики СБ, ДБ-3.

В этот период наибольших успехов добились немецкие авиаконструкторы. Уже во время военных действий в Испании Германия применила новые самолеты, обладавшие большой скоростью.

С учетом начавшейся в 1939 г. Второй мировой войны и возросшей угрозы нападения на СССР советское правительство также приняло срочные меры по дальнейшему развитию авиации. Начали строиться новые заводы, организовывались новые КБ, перед которыми ставилась задача за короткое время разработать новые конструкции.

Истребитель Як–1

Истребитель Як–1

К сожалению, проблемы, возникшие у моторостроителей, самым непосредственным образом повлияли на создание новых самолетов. Ряд ОКБ разработали опытные машины под перспективные двигатели М-71, М-90, М-120 и М-37, которые были выпущены опытными сериями, но так и не доведены. Запущенный в серию М-105 не обладал достаточной мощностью, надежностью и моторесурсом.

Тем не менее под руководством А. С. Яковлева, С. А. Лавочкина, А. И. Микояна, В. М. Петлякова и С. В. Ильюшина за 1,5-2 года были сконструированы, испытаны и запущены в серийное производство истребители Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, бомбардировщики Пе-2, Ер-2, ТБ-7 и штурмовик Ил-2.

Истребитель МиГ–3

Истребитель МиГ–3

Истребитель ЛаГГ–3

Истребитель ЛаГГ–3

Одновременно решались вопросы вооружения самолетов и оснащения их аэронавигационным оборудованием. Была создана серия бомбардировочных прицелов, разработаны системы авиационных бомб различных типов, калибров и назначения; на вооружение приняты скорострельные пулеметы и пушки.

См.: Военный и военно-технический потенциал СССР к началу Великой Отечественной войны

istoriirossii.ru