Целесообразность создания нового класса надводных кораблей была подсказана также опытом Первой мировой войны. Необходимо было расширить возможности эсминцев за счет усиления артиллерийского оружия. В связи с этим и появились промежуточные между легкими крейсерами и эсминцами корабли с преимущественно торпедным и сильно развитым артиллерийским оружием, называемые лидерами.
Лидеры проекта I. типа "Минск". Головной корабль ("Ленинград") заложен 5 ноября 1932 г. в Ленинграде на стапелях Северной судостроительной верфи. Лидер сдан флоту 5 декабря 1936 г. Всего по пр I и пр. 38 было построено 6 лидеров: "Ленинград", "Минск" в Ленинграде, "Москва" и "Харьков" в Николаеве, "Баку" и "Тбилиси" в Комсомольске-на-Амуре.
11 января 1937 года, почти через год с момента выдачи эскизного проекта, после необходимого согласования и доработок на верфи фирмы ОТО в Ливорно был заложен лидер эсминцев получивший название "Ташкент". 18 апреля 1939 года был подписан приемный акт, а 6 мая корабль был передан советским представителям. Корабль имел легкую и рациональную конструкцию корпуса, удобную ходовую рубку в обтекаемой форме надстройки, закрытый штормовой коридор, позволявший перемещаться по всему кораблю без выхода на верхнюю палубу и еще целый ряд достоинств. К недостаткам можно отнести прочность корпуса, выявленную во время шторма.
Эскадренные миноносцы
На 22 июня 1941 года в составе РККФ находилось 57 эскадренных миноносцев: 12 проекта 7у, 28 проекта 7 и 17 – типа "Новик".
В процессе постройки и эксплуатации ЭМ пр. 7у было принято решение модернизировать проект путём изменения компоновки силовой установки на эшелонную. Что, по мнению конструкторов, должно было повысить живучесть корабля. Но вследствие того, что проект практически не перерабатывался это привело к обратным результатам, которые подтвердились только в ходе войны. К началу войны промышленность успела передать флоту 12 кораблей.
Разработанный фирмой "Ансальдо" (куплен СССР проект "Маестрале") теоретический чертёж корпуса серийного эсминца был оптимизирован для достижения высокой скорости. Корпус отличался остротой и плавностью обводов, его прямой форштевень имел наклон 18 град. к вертикали. По своей архитектуре ЭМ пр. 7 являлся типичным для однотрубных кораблей своего класса. Торпедные аппараты стояли на верхней палубе над машинными отделениями, между надстройками. Здесь же, от среза полубака до кормовых скатов, побортно были проложены минные рельсы. В кормовой части верхней палубы на бомбосбрасывателях и стеллажах размещались глубинные бомбы. Это были современные корабли обладавшие высокими боевыми характеристиками и не уступающие своим ровесникам иностранных флотов.
19 июля 1910 года на Путиловском заводе состоялась закладка нового "36-ти узлового" эсминца. Это был первый строящийся в России турбинный эскадренный миноносец. Котлы и турбины изготовлялись на заводе "Вулкан" в Штеттине (Германия). 4 апреля 1911 года "Новик" зачислили в списки флота, а 21 июня 1911 года корабль спустили на воду. На момент ввода в строй "Новик" являлся самым совершенным эскадренным миноносцем в мире, открыв собой новую страницу в проектировании и постройке эсминцев во всём мире. В ходе достройки и модернизации установлено зенитное вооружение, современная радиотехническая аппаратура. В конструкцию ЭМ изменений не вносилось.
К 1941 году все ЭМ являлись устаревшими, и по своим ТТХ были делеки от современных ЭМ зарубежных флотов. Однако для патрульной, конвойной службы и огневой поддержки войск, вполне годились.
Сторожевые корабли
На 22 июня 1941 года в составе РККФ находилось 22 сторожевых корабля. 18 типа "Ураган" и четыре типа "Брилиант".
См.: Военный и военно-технический потенциал СССР к началу Великой Отечественной войны