Линейные корабли и крейсеры РККФ в предвоенные годы

Линейные корабли

На 22 июня 1941 года в составе РККФ насчитывалось три линкора класса "Севастополь" – "Марат", "Парижская коммуна", "Октябрьская революция".

Схема линейного корабля 'Октябрьская революция' 

Схема линейного корабля 'Октябрьская революция'

Линейный корабль "Севастополь" заложен в 1909 году на Балтийском заводе. Всего по этому проекту построено четыре корабля. "Петропавловск" строился на том же заводе, а "Полтава" и "Гангут" на Адмиралтейском (все на Балтике). Все введены в состав флота в 1914 году. По своим характеристикам не уступали аналогичным линкорам других стран. Все эти корабли были модернизированы в советское время и по своим ТТХ не сильно отличались от своих ровесников других флотов.

Крейсеры

К началу войны в составе РККФ было семь крейсеров. Четыре проекта 26 и 26 бис. Три крейсера достроенные на основе корпусов и механизмов крейсеров дореволюционной закладки типа "Светлана".

Первым шагом в создании крупных артиллерийских кораблей явилось строительство лёгких крейсеров по проекту 26 и 26 бис, которые были разработаны в ЦКБ-17 на основе купленного в Италии проекта "Эугенио Ди Савойя". Основным предназначением лёгких крейсеров являлись действия в составе эскадры для вывода лёгких сил в атаку, поддержка корабельного дозора и разведки, а также охранение эскадры от атак лёгких сил. Проектирование крейсера пр. 26 началось по утверждённому ТТЗ в середине 30-х годов.

Головной крейсер этого проекта "Киров" был заложен на Балтийском заводе в Ленинграде 22 октября 1935 г. Крейсер вступил в строй 26 сентября 1938 г. Энергетическая установка для этого корабля была закуплена в Италии у фирмы "Ансальдо".

Почти одновременно с крейсером "Киров" в 1935 г. на Черном море в Николаеве был заложен однотипный крейсер "Ворошилов", вступивший в строй в мае 1940 г. Как для него, так и для следующих крейсеров использовались энергетические установки отечественного производства, но выполненные по итальянским чертежам.

Следующие крейсера строились уже по пр. 26 бис, по этому проекту до войны было построено два крейсера – "Максим Горький" и "Молотов". Первый из них вошел в состав Военно-Морского Флота в декабре 1940 г., второй – в мае 1941 г. Еще два заложенных по этому проекту крейсера в Комсомольске-на-Амуре вошли в строй уже в годы войны. Крейсера пр. 26 и 26 бис лишь незначительно отличались друг от друга по зенитному вооружению, местному бронированию, запасам топлива и водоизмещению.

Крейсер 'Красный Кавказ'

Крейсер 'Красный Кавказ'

Лёгкие крейсера типа "Светлана" были заложены в 1913 году. В Петербурге на Путиловской верфи и верфи Русско-Балтийского Судостроительного Завода строились крейсера: "Светлана" , "Адмирал Грейг" , "Адмирал Бутаков" , "Адмирал Спиридов" .Крейсера "Адмирал Лазарев" и "Адмирал Нахимов" строились в Николаеве на Русской судоверфи.

Из всех заложеных крейсеров, достроены были три. Крейсер "Профинтерн" (в дальнейшем "Красный Крым") , "Червона Украина" и "Красный Кавказ". Крейсера "Профинтерн" и "Червона Украина" достраивались практически без изменений.

Построенные до войны советские легкие крейсера отличались высокими боевыми качествами и не уступали лучшим иностранным кораблям этого класса. В борьбе с Германскими вооруженными силами на Балтийском и Черноморском театрах военных действий они оказывали мощную артиллерийскую поддержку сухопутным войскам на приморских флангах, участвовали в обороне военно-морских баз и опорных пунктов.

Легкие крейсера на Черном море принимали участие в высадке морских десантов, обеспечивали свои морские перевозки и нарушали перевозки противника. Легкие крейсера внесли вклад в оборону Ленинграда, своими огневыми ударами они наносили серьезный урон противнику в живой силе и технике. Крейсера "Киров", "Максим Горький", "Ворошилов" стали Краснознаменными.

См.: Военный и военно-технический потенциал СССР к началу Великой Отечественной войны

istoriirossii.ru