Мотивировка наших действий перед миром должна, следовательно, исходить из тактических соображений. Мы должны поступать здесь точно таким же образом, как и в случае с Норвегией, Данией, Голландией и Бельгией. Тогда мы ничего не говорили о наших намерениях, и впредь будем умными и не станем этого делать.
Итак, мы снова будем подчеркивать, что были вынуждены занять район, навести в нем порядок и установить безопасность. Мы были вынуждены в интересах населения заботиться о спокойствии, пропитании, путях сообщения и т.п. Отсюда и происходит наше регулирование. ...Все необходимые меры – расстрелы, выселения и т.п., мы, несмотря на это, осуществляли и будем осуществлять.
Однако мы не желаем преждевременно превращать кого-либо в своих врагов. ...Но нам самим при этом должно быть совершенно ясно, что мы из этих областей никогда уже не уйдем.
Исходя из этого, речь идет о следующем:
- Ничего не делать для окончательного урегулирования, но исподтишка подготовить все для этого.
- Подчеркивать, что мы приносим свободу.
В частности:
Крым должен быть освобожден от всех чужаков и заселен немцами. Точно так же австрийская Галиция должна стать областью Германской империи.
В настоящее время наши взаимоотношения с Румынией хорошие, но никто не знает, как они сложатся в будущем. С этим нужно считаться и соответственно устраивать свои границы. Не следует ставить себя в зависимость от благожелательства третьих государств.
В основном дело сводится к тому, чтобы освоить огромный пирог с тем, чтобы, во-первых, овладеть им, во-вторых, управлять и, в-третьих, эксплуатировать.
Русские в настоящее время отдали приказ о партизанской войне в нашем тылу. Эта партизанская война имеет свои преимущества: она дает возможность истреблять все, что восстает против нас.
Самое основное – создание военной державы западнее Урала никогда не должно снова встать на повестку дня, хотя бы нам для этого пришлось воевать сто лет. Все последователи фюрера должны знать, что империя лишь тогда будет в безопасности, когда западнее Урала не будет существовать чужого войска. Защиту этого пространства от всяких возможных опасностей берет на себя Германия. Железным законом должно быть: “Никогда не должно быть позволено, чтобы оружие носил кто-либо иной, кроме немцев!”
...Фюрер подчеркивает, что вся Прибалтика должна стать областью империи.
...Фюрер далее подчеркивает, что и волжские колонии должны стать областью империи, точно так же, как Бакинская область, которая должна стать немецкой концессией (военной колонией).
Со всей осторожностью должно быть подготовлено присоединение Финляндии в качестве союзного государства. На Ленинградскую область претендуют финны. Фюрер хочет сровнять Ленинград с землей с тем, чтобы затем отдать его финнам.
Фельдмаршал Кейтель подчеркивает, что надо сделать местное население ответственным за свои собственные дела, так как невозможно ставить охрану у каждого сарая или вокзала. Местные жители должны знать, что расстрелян будет всякий, кто проявляет бездействие, и что они будут привлекаться к ответственности за всякий проступок” [10].
29 сентября 1941 г. в Берлине выходит директива начальника штаба Военно-Морских сил об уничтожении г. Ленинграда:
“...Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населенного пункта не представляет никакого интереса.
...Предлагается окружить город тесным кольцом и путем и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сровнять его с землей.
...Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право существования, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения” [11].
Столице нашей Родины Москве Гитлером была уготована едва ли лучшая участь, чем Ленинграду. 12 октября 1941 г. выходит указание ОХК (главного командования сухопутных войск) группе армий “Центр” о порядке захвата Москвы и обращении с ее населением:
“Фюрер вновь решил, что капитуляция Москвы не должна быть принята, даже если она будет предложена противником. Моральное обоснование этого мероприятия совершенно ясно в глазах всего мира. Так же, как и в Киеве, для наших войск могут возникнуть чрезвычайные опасности от мин замедленного действия. Поэтому необходимо считаться в еще большей степени с аналогичным положением в Москве и Ленинграде.
...Необходимо иметь в виду серьезную опасность эпидемий. Поэтому ни один немецкий солдат не должен вступать в эти города. Всякий, кто попытается оставить город и пройти через наши позиции, должен быть обстрелян и отогнан обратно. Небольшие незакрытые проходы, предоставляющие возможность для массового ухода населения во внутреннюю Россию, можно лишь приветствовать. И для других городов должно действовать правило, что для захвата их следует громить артиллерийским обстрелом и воздушными налетами, а население обращать в бегство.
Совершенно безответственно было бы рисковать жизнью немецких солдат для спасения русских городов от пожаров или кормить их население за счет Германии.
Чем больше населения советских городов устремится во внутреннюю Россию, тем сильнее будет хаос и тем легче будет управлять оккупированными восточными районами, использовать их” [12].
Верный свой политике национального угнетения, Гитлер, планируя установление “нового порядка” на территории СССР, заявлял:
“Властвуя над покоренными нами на восточных землях рейха народами, нужно сделать все, чтобы эти народы находились на как можно более низком уровне культурного развития. Нужно всегда исходить из того, что в первую очередь задача этих народов – обслуживать нашу экономику. И поэтому мы должны стремиться всеми средствами извлечь из оккупированных русских территорий все, что можно.
Если русские, украинцы, киргизы и пр. научатся читать и писать, нам это только повредит. Ибо таким образом более способные туземцы смогут приобщиться к некоторым историческим знаниям, а значит, и усвоят политические идеи. которые в любом случае хоть как-то будут направлены против нас.
Гораздо лучше установить в каждой деревне репродуктор и таким образом сообщать людям новости и развлекать их, чем предоставлять им возможность самостоятельно усваивать политические, научные и другие знания. Только чтобы никому в голову не взбрело рассказывать по радио покоренным народам об их истории; музыка, музыка, ничего, кроме музыки. Ведь веселая музыка пробуждает в людях трудовой энтузиазм.
Единственное, что должно быть хорошо организовано на оккупированных русских территориях, – это транспорт. Ибо бесперебойная работа транспорта в стране есть одно из основных предварительных условий для установления над ней контроля и использования ее экономических ресурсов. И покоренные народы также обязаны знать, как работает транспортная система. Но это – единственное, чему мы их должны обучить. Что же касается гигиены покоренного населения, то мы вовсе не заинтересованы в распространении среди них наших знаний и создании тем самым у них совершенно нежелательной базы для колоссального прироста населения. Я поэтому запрещаю проводить на этих территориях какие бы то ни было гигиенические акции. Принуждать делать прививки там можно только немцам. Немецких врачей следует использовать исключительно для оказания медицинской помощи немцам в немецких поселениях. Было бы также чудовищной глупостью осчастливить покоренные народы, ознакомив их с нашими достижениями в области стоматологии. Но нужно действовать осторожно, чтобы эта наша тенденция не бросалась в глаза. И если кто-либо из страдающих зубной болью непременно захочет лечиться у врача, хорошо, один раз можно сделать исключение” [13].
В марте 1942 г. Гитлер в своей “озабоченности” об образовании и развитии народов СССР идет еще дальше:
Прежде всего мы не должны направлять немецких учителей на восточные территории. Иначе мы потеряем и детей и родителей. Мы потеряем весь народ, так как вбитые в его головы знания впрок не пойдут. Самое лучшее было бы, если бы люди освоили там язык жестов” [14].
Эти рассуждения можно дополнить цитатой из меморандума Гиммлера (май 1940) “Об обращении с инородцами на Востоке”:
“Для ненемецкого населения Востока не должно быть обучения выше, чем четырехклассная народная школа. В этой народной школе должны учить лишь простому счету до пятисот, написанию своего имени и тому, что господь бог требует слушаться немцев и быть честным, прилежным и порядочным. Умение читать я считаю излишним. Никаких других школ на Востоке вообще не должно быть” [15]Касаясь вопроса экономического ограбления гитлеровской Германией оккупированных стран, нужно отметить, что Международный Военный Трибунал в Нюрнберге, рассматривая преступления германских монополий против мира, подчеркнул, что если “во многих оккупированных странах Востока и Запада власти сохраняли видимость того, что они платят за все захваченное ими имущество”, то “оккупация территорий Советского Союза характеризуется преднамеренным и систематическим грабежом. Перед нападением на Советский Союз был создан специальный экономический штаб – “Ольденбург” для обеспечения наиболее эффективной эксплуатации территории Советского Союза. Немецкие армии должны были находить продовольствие на советской территории, даже если “многие миллионы людей будут обречены на голодную смерть” [16]
Таким образом, показанные в этой главе документы совершенно отчетливо говорят о том, что нес гитлеровский “новый порядок” в нашу страну.
См. Гитлеровский 'новый порядок' в Европе — мифы и правда
Сноски:
[10] Из протокольной записи совещания Гитлера с руководителями фашистского рейха о целях войны против Советского Союза. / Публикация В. П. Ямпольского / Военно-исторический журнал, 1994, № 4. С. 70-72.[11] Директива начальника штаба Военно-Морских сил об уничтожении г. Ленинграда / Публикация В. П. Ямпольского / Военно-исторический журнал, 1994, № 4. С. 72.
[12] Указание ОКХ о порядке захвата Москвы и обращении с ее населением / Публикация В. П. Ямпольского / Военно-исторический журнал, 1994, № 4. С. 73.
[13] Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. – Смоленск, 1993. С. 197–199.
[14] Там же. С. 96.
[15] Пикер Г. Застольные разговоры Гитлера. – Смоленск, 1993. С. 98.
[16] Нюрнбергский процесс. Сборник материалов в 3-х томах. Т. 1. М., 1965. С. 594.