Проблемы реализации Продовольственной программы в Челябинской области

В соответствии с заданиями Продовольственной программы, утвержденной Советом Министров РСФСР, совхозам и колхозам Челябинской области предстояло увеличить к 1990 году по сравнению с 1980 годом объемы закупок скота и птицы с 158 тысяч тонн до 242 (на 53 %), молока - с 627 до 800 тысяч тонн (28 %), зерна - с 1004 до 1550 тысяч тонн (54 %).

Объем валового производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах должен был вырасти более чем на треть. Курганской области предписывалось выйти на валовый сбор зерна к концу XI пятилетки в объеме 3,4 млн. тонн, производство мяса довести до 231 тысячи тонн, молока - 780 тысячи тонн, яиц - 350 млн. штук.

За 1981-1983 годы в сельское хозяйство Челябинской области было вложено 778 млн. рублей, что на 15 % больше, чем в X пятилетке. Произошли существенные сдвиги в экономике хозяйств.

Если в 1976-1980 годы совхозы и колхозы ежегодно работали нерентабельно, принося в среднем по 10,0 млн. рублей убытка, то уже в 1982 году они заработали около 8 млн. рублей прибыли, а за 1983 год получили доход в размере 142 млн. рублей, в том числе без учета повышения закупочных цен и надбавок к ним - 18 млн. рублей.

Уровень рентабельности производства продуктов земледелия и животноводства достиг 14 %. Среднегодовой объем валовой продукции сельского хозяйства за этот период увеличился на 10 %, производства картофеля - на 7 %, овощей - на 20 %, скота и птицы — на 28 % и молока - на 11 %, яиц почти в 1,4 раза. По Курганской области в 1983 году число убыточных хозяйств по сравнению с 1981-1982 годами сократилось почти вдвое, прибыль составила 68 млн. рублей, выручка от реализации возросла на 144 млн. рублей.

В докладе первого секретаря Челябинского обкома КПСС Г. И. Петухова «О деятельности партийных и советских органов по интенсификации сельскохозяйственного производства» указывалось, что партийным, советским и хозяйственным органам не удалось добиться эффективного использования капитальных вложений, обеспечить производство продукции сельского хозяйства в объемах, предусмотренных Продовольственной программой.

Основные производственные фонды сельскохозяйственного назначения за XI пятилетку возросли более чем на 500 млн. рублей (24 %), а валовая продукция за это время к среднему уровню X пятилетки увеличилась только на 5 %. Фактические объемы заготовок сельхозпродукции за 1981-1985 годы отставали от установленных заданий по зерну на 2,7 млн. тонн, мяса (в убойном весе) — на 48 тыс. тонн, молока - 100,8 тыс. тонн, яиц — 42 млн. штук [Даренский Ю. Продовольственная программа в зеркале статистики // Политический собеседник. 1988. №14. С. 8-9].

Аналогичная ситуация складывалась в целом по Российской Федерации.

По предварительным итогам выполнения Продовольственной программы РСФСР за три года XI пятилетки отмечалось выполнение заданий только по овощам и яйцам, вся остальная продукция сельского хозяйства значительно отставала от намеченных объемов.

Подсобные сельские хозяйства

В Челябинской области на начало 1985 года подсобные хозяйства имели 315 предприятий, организаций и учреждений. За годы XI пятилетки здесь организовали 120 новых подсобных хозяйств, которым была передана 31 тысяча гектар земли.

За 1984 год затраты предприятий и организаций на развитие подсобных хозяйств составили 15,3 млн. рублей, а всего с начала XI пятилетки они превысили 63 млн. рублей. В то же время объемы производства скота и птицы в них составили 71 %, молока — 74 %, картофеля - 80 %, овощей закрытого грунта — 67 %, яиц — 75 % к заданиям на 1985 год.

Из 75 подсобных хозяйств, занимающихся возделыванием зерновых культур, около 60 % получили урожайность ниже 10 центнеров с гектара. Вследствие низкой урожайности большинство хозяйств не обеспечили свои потребности не только в зернофураже, но и в семенах.

Не обеспечивая нужды животноводства кормами собственного производства, многие подсобные хозяйства ориентировались на выделение кормов из государственных ресурсов. Подчас это достигалось за счет интересов колхозов и совхозов или населения. 

В  подсобных  хозяйствах  облпотребсоюза доля покупных концентрированных кормов составляла от 30 до 80 %.

В большинстве предприятий, организаций и учреждений агроцеха были экономически невыгодны, производимая в них сельскохозяйственная продукция — нерентабельной, в запущенном состоянии находился бухгалтерский учет и отчетность, неэффективно организован контроль над расходованием продукции.

Таблица 6 Деятельность подсобных сельских хозяйств промышленных предприятий в 1980-е годы

кол-во подсобных хозяйств

площадь сельских угодий, тыс. га

в т.ч. пашни, тыс. га

Производство на 1 -го городского жителя, килограмм

картофель

овощи

мясо

молоко

РСФСР

12782

2880

1393

2,5

2,2

3,0

5,4

Уральский регион

1778

615

335

4,7

3,2

3,6

7,2

Курганская область

60

42

24,3

0,3

0.1

5,1

5,5

Оренбургская область

198

87

25,5

0,2

1,2

2,3

2,6

Челябинская область

225

118

39

5,6

5,0

3,2

8,2

Таблица показывает, что доля произведенных продуктов питания в общем продовольственном обеспечении страны в подсобных хозяйствах была минимальной и не могла существенно влиять на решение продовольственного вопроса.

Интересно, что на Южном Урале в Челябинской области в них производили значительно больше продукции на одного городского жителя, чем в двух других областях. Очевидно сказывалась ее урбанизированность, наличие значительного количества промышленных предприятий, имеющих подсобное производство.

Социальные факторы осуществления Продовольственной программы

Отток сельских жителей

К концу 1990 года в общей численности населения доля сельского равнялась 17 % по Челябинской области, в виду ее большей урбанизированности, и 45 % по Курганской. Уменьшение произошло на 12 и 37 тысяч человек соответственно (Курганская область за 60 лет... С. 6; Челябинская область в XII пятилетке. С. 9)

Длительное приоритетное развитие промышленности на территории Челябинской области и связанный с этим рост численности городского населения обусловили бескомпенсационное изъятие трудовых ресурсов из сельского хозяйства.

С 1970 до 1988 года сократилось число сельских населенных пунктов на 670, а жителей села на 108 тыс. человек. К середине 1980-х годов 160 деревень находилось на грани исчезновения. Из 730 сельских школ 88 были в аварийном состоянии. Более половины районных и поселковых больниц не имели горячего водоснабжения, третья часть — канализации. Из 1263 сел и деревень в 320 отсутствовали фельдшерско-акушерские пункты, большая часть сел была не телефонизирована, только 40 % обеспечены внутрихозяйственными дорогами с твердым покрытием.

Проблема закрепления кадров на селе

Не способствовала развитию сельскохозяйственного производства и необоснованная сменяемость руководителей и специалистов хозяйств. В хозяйствах Красноармейского района Челябинской области к концу XI пятилетки заменили 6 директоров совхозов и 14 секретарей парткомов (40 и 90 % от общего их числа), 13 главных зоотехников, 10 главных ветврачей, 49 управляющих отделениями из 53, при этом более 40 % вновь назначенных на должности не имели сельскохозяйственного образования. В десяти совхозах из пятнадцати поменялось 12 главных агрономов, а из 53 агрономов отделений — 48 человек.

Анализ процесса реализации Продовольственной программы показывает, что главная причина ее неудачи заключалась в отсутствии стимулов для более полного выполнения заданий, механизмов ресурсосбережения в сельскохозяйственном производстве, низкой мотивации работников к высокопроизводительному труду.

Пересёлкова З.Ю. Аграрная политика Советского государства и ее реализация на Южном Урале в 80-е годы XX века. - Оренбург, 2010.