Детский сад N 5 г. Горький в годы войны

Через несколько дней после объявления войны наш детский сад был готов к приему новых детей. Старшую группу перевели во вновь отделанный павильон под навесом в саду, где была хорошо налажена жизнь детей, их занятия и игры. В освободившейся комнате организовали новую группу малышей.

Раздача молока детям

Коллектив работников детского сада принял решение обслужить не 115 детей, как утверждено по смете, а 150. За время войны в детский сад принято 75 детей, отцы которых ушли на фронт, а матери (большинство из них впервые) приступили к работе на производстве.

В детском саду была создана группа самозащиты. Все работники детского сада прошли курсы ПВХО и ГСО под руководством инструкторов и врачей. С большим интересом коллектив изучал курс скорой медицинской помощи. Некоторые работники так хорошо делали перевязки, накладывали шины, как будто имели большой опыт в этом. Повар детского сада Евдокия Павловна Савинова, 46 лет, накладывая чрезвычайно сложную повязку на голову раненому и выслушивая одобрения врача - руководителя кружка - с горечью говорит: «Как жаль, что я неученая, я бы быстро научилась медицинскому делу и ушла на фронт. Я могу не только готовить пищу 150 детям, я бы на фронте спасла жизнь многим бойцам».

Отлично работает в кружке по оказанию скорой помощи воспитательница т. Батырева. Она умело и быстро накладывает шины, делает сложные перевязки, бережно переносит раненых. Работники детского сада вступили в ряды народного ополчения, многие стали активными донорами. Когда было надо, сотрудники удлиняли свой рабочий день.

Мы усилили нашу обычную повседневную заботу о детях. Многие матери, будучи длительное время заняты на работе, не имели возможности приводить ребенка в детский сад и запирали его дома. Узнав об этом, заведующая хозяйством т. Битонкина стала систематически заходить за детьми и приводить их в детский сад. У т. Павловой - четверо детей; после ухода мужа в армию она растерялась. Заведующая хозяйством т. Битонкина сходила к т. Павловой, успокоила ее, помогла поступить на работу; трое ее детей были приняты в наш детский сад. Они поправились, повеселели; успокоилась и мать. Детям выдали из детского сада белье и обувь.

Нашему коллективу стало известно, что многие дети, в связи с часами работы матерей, должны приходить в детский сад с 5-6 час. утра; соответственно этому был перестроен и режим детского сада.

Увеличилась потребность матерей-одиночек в обслуживании их детей круглосуточной группой. По предложению воспитательницы т. Мансуровой, была выделена группа детей, которые в течение одной недели находились в детском саду круглые сутки, а на следующей неделе ночевать уходили домой. Благодаря этому мероприятию стало возможным обслужить интернатной группой 50 детей.

В детском саду стало 5 дневных групп и 2 интернатные. В дневных группах количество детей увеличилось с 25 до 35. Детский сад стал работать не с 8, а с 5 час. утра и не до 6, а до 7, а одна из групп - до 8-9 часов вечера.

Отечественная война не внесла уныния в жизнь детей. В течение июля и августа в детском саду были проведены два веселых утренника. Один из них был посвящен встрече новичков, второй - проводам детей в школу. В этот же период дети просмотрели три постановки кукольного театра.

Воспитатели старших групп рассказывают детям боевые эпизоды Великой отечественной войны, развивают в них твердость характера, выдержку.

Война изменила содержание детских игр. Дети четырехлетнего возраста, играя в «воздушную тревогу», проявляли организованность, умение вести себя во время тревоги и даже помогать младшим.

В старшей группе дети подбирают стихотворения о войне, фотографические снимки. Они любят слушать рассказы воспитателя о наших героях, о храбрых бойцах и сами рассказывают о том, что пишут им отцы и матери с фронта. Дети старшей группы лепят красноармейцев на конях, танки, самолеты, зенитные орудия. Они сделали из пластилина целую сцену «Советская граница»: на границе стоит красноармеец с собакой, партизан с винтовкой и гранатой, красноармейцы у пулемета.

За период войны многие члены нашего коллектива стали более добросовестно, преданно относиться к работе. Так, воспитательница т. Горская, никогда ранее не помогавшая в работе ни заведующей детским садом, ни молодым воспитателям, теперь активно помогает начинающей воспитательнице Марковой. Большую помощь оказывает т. Горская и заведующей детским садом. С ее помощью починено много белья, сделано 60 новых матрасиков. Совершенно изменился ее подход к детям: не слышно резких замечаний, окриков. Тов. Горская не торопится теперь кончать работу. Она, как и все остальные товарищи, уходит лишь тогда, когда полностью сдаст все своему заместителю.

Технические служащие стали гораздо внимательнее относиться к детям, отцы которых ушли в Красную Армию; ласково и приветливо встречают, заботливо одевают и раздевают детей, следят за их здоровьем и настроением, интересуются жизнью ребенка дома. Трехлетнюю Люсю особенно бережет уборщица т. Фомина. Мать Люси рано уходит на работу, а девочка остается одна. Тов. Фомина заходит за ней и приносит в детский сад. Умыв Люсю и надев на нее чистое белье, т. Фомина ведет девочку в группу. Люся полюбила детский сад и охотно посещает его, а раньше шла в детский сад с плачем.

Большое влияние на работников детского сада оказывают политинформации, которые еженедельно проводит заведующая. Работники детского сада не только слушают сообщения о международных событиях, но перед ними ставятся конкретные задачи, относящиеся к их работе.

Работники детского сада внесли 550 рублей на приобретение теплой одежды и обуви бойцам Красной Армии. Весь коллектив активно участвует в «воскресниках», много раз в воскресные дни работал по подготовке здания детского сада к зиме. Готовиться к зиме мы начали с мая: запасли необходимый для ремонта строительный материал, установили связь с организациями, производящими ремонт.

Мы покрыли крышу веранды, исправили навес и поместили там старшую группу.

В начале июля было приготовлено бомбоубежище для детей. В детском саду устроен душ; одновременно начали ремонт калориферов, который был закончен только в первых числах сентября. Была сложена русская печь и заново сделана плита. В это время целых ю дней пища для 150 детей готовилась на примусах. В течение недели установили в детском саду водопровод, а канализацию провел родитель т. Рассказов.

Таким образом, угроза остаться зимой без воды миновала, а вновь проведенная канализация значительно улучшила санитарные условия жизни многочисленного коллектива детей и облегчила труд технического персонала.

Трудности работы детского сада в военный период заставили нас продумать вопрос о шефстве. Имеющийся в детском саду сарай мы решили сдать под гараж 5-й фабрике. В договоре с фабрикой мы обусловили, что она будет оказывать помощь детскому саду в вывозе дров. Благодаря этому мы теперь ежемесячно получаем до 30 кубометров дров. Фабрика оказывала детскому саду и другую помощь. Так, она отпустила тес, необходимый для обшивки щелей, материал для постельного белья.

На одном из родительских собраний был избран родительский комитет, который активно помогает детскому саду. Организовано круглосуточное дежурство родителей в детском саду. С помощью дежурных проведена генеральная уборка здания, перечинено детское белье.

Родители оказывают разнообразную помощь детскому саду. С их помощью сделаны новые матрацы и кровати, закуплены овощи и мясо в колхозе. С этим же колхозом заключен договор на поставку детскому саду мяса и овощей на протяжении всей зимы. В детском саду имеется небольшое подсобное хозяйство — две свиньи. Они обеспечены кормом и явятся подспорьем в питании детей.

годы войны

Раздача молока детям на станции московского метро «Маяковская»
(фото Аркадия Шайхета, 1942)

Н.В. ПУЗАНОВА, заведующая детским садом № 5, Ждановский район, г. Горький

Пузанова Н.В. Как работает наш детский сад // Дошкольное воспитание. 2015. № 2. С. 20-22. Впервые опубликовано в журнале «Дошкольное воспитание». 1942. № 1/2.