История зарубежных стран
Во время войны в Персидском заливе каждый четвертый американский солдат погибал от пуль союзников. После окончания войны команда психологов армии США начала расследовать, почему военные так часто ошибались и атаковали своих.
Корни межтаджикского противостояния, как справедливо отмечается в докладе, подготовленном группой специалистов Института стран СНГ, уходят еще в досоветские времена. Известно, что Таджикистана как отдельного, единого национального государства таджиков никогда не существовало. Вместе с тем, таджикская культура была ведущей в Средней Азии, а таджикское духовенство - наиболее авторитетным в регионе (70).
В 1990 г. после самопровозглашения Приднестровской молдавской республики (ПМР) ее Верховный Совет обратился к парламенту Молдовы с предложением оформить конституционно-договорные отношения. Речь фактически шла о заключении федеративного договора, который должен был при возникновении соответствующих обстоятельствах исключить объединение Румынии с Приднестровьем.
Начиная с 1988 г. в Закавказье имели место два основных типа конфликтов. Один из них был связан с борьбой за власть, другой - с борьбой за самоопределение и образование независимого государства. В первом случае конфликтующие стороны состояли из регулярной армии государства и организованных неправительственных вооруженных образований того же государства. Последние стремились не столько к изменению государственной границы, сколько к контролю над государственной властью.
Эскалации конфликта и переходу его в стадию полномасштабных военных действий способствовали, в частности, отмена Верховным Советом Грузии в феврале 1992 г. Конститутции 1978 г. и восстановления действия Конституции 1918 г., согласно которой Грузия является унитарным государством, восстановление в качестве ответной меры парламентом Абхазии Конститутции 1925 г., по которой отношения между Грузией и Абхазией строились на федеративных началах, ввод грузинских войск в Абхазию в августе 1992 г., решение руководства Конфедерации народов Кавказа, о направлении вооруженных отрядов добровольцев в Абхазию, нарушение Итогового документа Московской встречи от 3 сентября 1992 г. и Сочинского соглашения от 27 июля 1993 г. о прекращении огня в Абхазии.